Сентябрь стал двадцать третьим подряд месяцем сокращения реальных доходов населения. По сравнению с октябрем 2014 года падение составило 14%.
При этом, начиная с лета, семьи с несколькими детьми все реже стали прибегать к экономии на продуктах питания, но чаще занимаются поиском приработков.
«Это говорит об исчерпании возможностей экономии на качестве и объеме потребления», - делают вывод специалисты НИУ ВШЭ.
Впрочем, экономисты «из народа» уже давно в соцсетях раздают хлесткие рекомендации, суть которых сводится к простой формуле: хватит ныть, хватит писать бесчисленные посты о том, на чем еще сэкономить, лично я нашла (нашел) вторую (третью!!!) работу и никакой кризис не ощущаю.
Но разве возможно найти приработки в кризис, когда рынок труда «худеет» вслед за экономикой, а тучные годы остались в прошлом? Кто ищет, тот всегда найдет работу - утверждает в беседе с «НИ» завкафедрой демографии НИУ ВШЭ Михаил Денисенко.
«Организации стали сокращать персонал, экономя на зарплатах и налогах, но работу уволенных сотрудников должен кто-то выполнять, поэтому берут на стороне людей или нагружают дополнительно оставшихся сотрудников за небольшие деньги», - говорит Денисенко.
При этом он делает акцент на том, что как раз в кризис освободилась значительная по объему ниша на рынке труда из-за отъезда мигрантов из России в конце-2014 года - начале 2015 года, когда произошла резкая девальвация рубля.
«В период 2015-2016 годов страну покинуло порядка 25-30% гастарбайтеров, которые имели какие-то официальные разрешения на работу, те же патенты», - отметил он.
По данным Росстата,в октябре 2015 года к нам приехало в 2 раза меньше мигрантов из Узбекистана, чем годом ранее. Соответственно число гастарбайтеров из Таджикистана сократилось где-то на 15% .
По словам Денисенко, из-за сокращенного рабочего графика, перевода на полставки многие наши граждане соглашаются поработать дополнительно в свободное от основной работы время вместо мигрантов.
«Что раньше делали мигранты – свет, канализация – теперь предлагают электрикам, сантехникам, сварщикам из различных регионов России. Раньше многие от этой «халтуры» отказывались, так как имели работу в Москве или Подмосковье. Но в условиях сокращений зарплат стали браться за эту работу или какую-то смежную, которую считали раньше не престижной - главное сегодня – как-то сбалансировать семейный бюджет», - объясняет Денисенко.
Но не у всех россиян такая логика поведения. Согласно исследованию НИУ ВШЭ, в сентябре более 70% семей, отметивших ухудшение своего финансового положения, заявили, что они не справятся с текущими материальными трудностями без помощи государства.
Эти социальные паники отражает структура денежных доходов населения по источникам поступлений. «Основным вектором изменений в структуре денежных доходов населения в 2016 году по итогам трех кварталов стал рост доли поступлений от социальных выплат - в третьем квартале на них пришлось 19,3 % денежных доходов против 18,2% к аналогичному периоду 2014 года», - отмечают авторы доклада НИУ ВШЭ.
При этом доля доходов от предпринимательской деятельности, наоборот, сократилась ( также на 0,9 п.п. в третьем квартале 2016 года к третьему кварталу 2014 года).
Выводы на основе этой статистики для «НИ» делает генеральный директор Всероссийского Центра уровня жизни Вячеслав Бобков.
«Сокращение доходов от предпринимательской деятельности - прямое следствие кризисных явлений в экономике, условия для работы бизнеса ухудшаются, много банкротств наблюдается в сфере частного бизнеса, происходит замораживание этой деятельности», - перечисляет он.
«Количество же бедных неуклонно увеличивается, но размеры самих социальных выплат не растут, выплаты замораживаются, при этом государство ищет пути, как сокращать размеры этих выплат», – признает руководитель государственной компании.
Что делать населению в такой ситуации? Искать работу на стороне.
«Развивается так называемая неустойчивая форма занятости, когда людей не увольняют, а переводят на сокращенную рабочую неделю, расширяется сфера временных соглашений и гражданский договоров. - говорит Бобков, - При этом теневой рынок труда, теневая экономика растут. Понятно, что это плохая тенденция, складывающаяся на рынке труда в условиях кризиса - государство не получает налогов и эта тенденция по уходу в тень зарплат будет продолжаться, пока в экономике не наступит перелом».
Но главный негативный фактор – это полная неопределенность в экономике, резюмирует Бобков.
Между тем, судя опять же по результатам исследования НИУ ВШЭ, к началу осени чаша весов в плане социально-экономических настроений стала склоняется в сторону пессимистов - ощутимо выросла доля тех, кто считает, что худшие времена для страны еще впереди – с 46% в июне, до 49% в сентябре. Хотя, этих людей можно назвать и реалистами.