Posted 7 ноября 2016, 16:47
Published 7 ноября 2016, 16:47
Modified 8 марта, 02:52
Updated 8 марта, 02:52
Как писали «НИ», трагедия в городе Иваново произошла 6 ноября. По информации МЧС, в результате взрыва бытового газа двухэтажный кирпичный дом разрушен и восстановлению не подлежит.
В Следственном комитета РФ выдвинули версию, что эпицентром взрыва стала квартира на первом этаже, в которой был обнаружен газовый котел с повреждениями. Иными словами, ЧП произошло вне зоны ответственности эксплуатирующей организации, а посему причиной трагедии стал пресловутый "человеческий фактор".
В очередной раз – а взрыв газа в Иваново продолжил череду подобных ЧП в нашей стране и произошел спустя всего две недели после подобного инцидента в Рязани–власти пытаются ответить на извечный вопрос: кто виноват и что делать?
Напомним, что в МЧС после взрыва газа в 10-ти этажном доме в Рязани 23 октября заявили, что в течение месяца будет организован обход всех квартир в стране, где установлено газовое оборудование.
Эксперты, опрошенные «НИ», скептически отнеслись к этой инициативе.
МЧС не хватит сил, чтобы заглянуть в каждый дом, это будет имитация, и взрывы будут повторяться снова, считает профессор Института экономики РАН Иван Стариков. По его словам, документ, в котором детально прописаны обязанности и распределены ответственность за состояние газового оборудования в многоквартирных и частных домах между газовыми компаниями и эксплуатирующими организациями, был принят еще в 2013 году, «однако, как у нас часто бывает, суровые российские законы часто не исполняются».
Речь идет о постановлении №410, принятом в мае 2013 правительством РФ . В документе утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению.
Пунктом 4 данных Правил установлено, что работы по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования выполняются организацией на основе договора о техническом обслуживании и ремонте данного оборудования, иными словами, различными «Горгазами», «Мосгазами» и прочими подобными организациями.
А вот работы по техническому диагностированию этого оборудования, согласно пункту 8 указанного выше Правила, должны проводить независимые компании.
«Зачем правительство РФ выпустило такое жесткое постановление, – задается вопросом Стариков и отвечает, - чтобы развести эксплуатантов – различные газовые организации – и компании, которые могли бы проводить независимую диагностику газового оборудования. При этом задачи по управлению газовым фондом были поставлены перед Жилищными инспекциями и управляющими компаниями. Но как водится, газовики, которые всегда у нас сильнее других, в итоге не дали войти в эту тему независимым газовым экспертам и организациям, занимающимся диагностикой газового оборудования. Что касается УК (управляющих компаний) и ТСЖ, то они не стали настаивать на перераспределении полномочий, действуя по принципу, "пока гром не грянет и так далее», - добавляет с горечью Стариков.
«В результате после взрыва бытового газа в жилом доме в Иваново начинается изъятие документов (у УК и ТСЖ), подключается прокуратура и Следственный комитет, но это не решит проблемы. Не там ищут и не тех ищут, - отмечает Стариков. - Потому что давление газа в 0,6 атмосферы становится смертельно опасным, если не работает вентиляция, если нет нормального воздухообмена, то концентрация газа начинается нарастать, поэтому любая зажженная спичка может спровоцировать взрыв газа».
И вообще не МЧС должно заниматься проверкой тяги в вентиляционных коробах, а эксплуатирующая организация. «Поэтому последним нужно срочно привлечь компании, которые имеют соответствующее оборудование и начать незамедлительно проверки так называемым неразрушающим способом сетей, есть же приборы, которые фиксируют тягу. Может быть, сосед сверху в вентиляционный короб вывел вытяжку от плиты – в этом случае нарушается приток воздуха в соседние квартиры, такие случаи сплошь и рядом в многоквартирных домах встречаются, любая проверка это нарушение техбезопасности установит и хозяину квартиры будет выдано предписание устранить конструктивный изъян, в противном случае - штраф», - рассуждает эксперт.
«Сколько стоит диагностика? Мероприятия по технической оценке в одной квартире потянут на 100 рублей в месяц,или 1200 рублей в год с квартиры, - подсчитал Стариков. - Сначала начать нужно с проверки газового оборудования жилого фонда, домов, находящихся в эксплуатации более 20 лет. Затем распространить эту схему по всем домам. Только так можно остановить серию взрывов бытового газа в жилых домах».
Огромные средства населения с недавних пор аккумулируются в Фонде капремонта, деньги есть, закон есть, нужно просто начать грамотно действовать, уверен Стариков.
Предложения о законодательном закреплении обязательной диагностики газового оборудования и вентиляционных систем в многоквартирных домах уже заинтересовали профильный комитет Госдуму РФ.
В беседе с «НИ» председатель комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская сказала, что «несчастье произошло внутри квартиры в Иваново, где проживала женщина, которой в ту злополучную ночь было холодно и она, скорее всего, и включила старую, вероятно, неисправную газовую плиту для обогрева».
По словам Хованской, трагедия в Иваново снова заставляет акцентировать внимание на социально-экономических вопросах поддержки малоимущих. «По закону малоимущие имеют льготу по электроэнергии, но на ограниченные объемы, поэтому люди, чтобы не жечь электричество сверх лимитов, предпочитают не пользоваться различными обогревательными приборами, которые «съедают» очень много электричества, а обогреваются от газовых плит, в том числе, и неисправных», - рассуждает она.
По словам депутата, необходимо предусмотреть выделение субсидий на покупку новых газовых плит малоимущим гражданам. «Вся эта схема, цепочка по субсидиям известна – она рабочая, квартиры покупают же с привлечением субсидий, а прецедентов с газовыми плитами и газовым оборудованием до сих пор не было», - говорит она. «Я не вижу проблемы задействовать такой механизм, - полагает Хованская и говорит фактически о том же, что и Стариков. – У УК должен быть договор с инспекцией, которая проверяет состояние газового оборудование и выписывает акт, в котором было бы предписание провести его замену в том случае, если срок эксплуатации плиты исчерпан и плита находится в предаварийном состоянии. Должен быть заключен обязательно договор».
«Дороже снос дома, переселение жильцов из поврежденного дома, наконец, расходы на траурные мероприятия», - заключает Хованская.
Как видим, эксперты все разложили по полочкам и рассказали, как сделать так, чтобы взрывы газа в жилых домах в российских регионах прекратились. Более того, упомянутое нами выше постановление №410 стали разрабатывать после «газовой» трагедии в Астрахани в 2012 году. Тогда была создана комиссия, куда вошли представители Ростехнадзора, МЧС, Минрегиона, Минэнерго и местные власти. С тех пор прошло четыре года. И в 2016 году может быть побит страшный рекорд – по количеству ежегодных взрывов газа в жилых домах.