Суть принятых во втором чтении поправок в Налоговый кодекс (НК) заключается в исключении из НК дискриминационной нормы, согласно которой понижающий коэффициент 0,7 применялся к размеру госпошлины только для тех услуг, результат которых можно получить в электронной форме.
Если закон примут в третьем чтении, то получать льготу на госпошлину можно будет на самые востребованные услуги – такие, например, как получение паспорта или свидетельства о браке.
Как считают авторы законопроекта, благодаря его применению уже в 2018 году не менее 70 % граждан будут оформлять различные государственные услуги через электронные порталы и системы.
Этот пример непривычной либеральности Минфина в плане налогообложения граждан смотрится, мягко говоря, странно на фоне увеличивающейся фискальной нагрузки на физических лиц. К чему бы это?
«На сегодняшний день, согласно данным Минкомсвязи РФ электронными госуслугами пользуются 50% жителей России, - объясняет «НИ» юрист бюро "Деловой фарватер" Павел Ивченков .
То есть цена вопроса – это плюс 20% к общему числу граждан, которые будут «дружить» с Единым порталом госуслуг.
Впрочем, интересна другая информация. «Норма о применении коэффициента 0,7 при оплате госпошлины за государственные услуги, приобретаемые через интернет-порталы, изначально водилась как временная – её действие предполагается прекратить с 1 января 2019 года, - рассказывает Павел Ивченков. - Очевидно, пониженный размер госпошлины вводился с целью стимулировать граждан пользоваться государственными интернет-порталами».
Одна из задач и, скорее всего, основная – это сокращение расходов государственных и муниципальных органов на прием заявителей и обработку заявлений на совершение юридически значимых действий. Вторая – это разгрузка МФЦ, где работники, в виду расширения перечня возложенных на них обязанностям по оформлению обращений граждан, буквально зарываются в документах.
Впрочем, размеры госпошлин на самые распространенные госуслуги - снятие и постановка на учет автомобилей, получение загранпаспортов, переоформление документов на владение недвижимостью, дарственные и прочее - маленькими не назовешь. За оформление загранпаспорта нового образца (биометрического), за которым, кстати, нужно приходить дважды в ОВИР, составляет с 2016 года для взрослого 3500 рублей, для детей до 14 лет – 1500 рублей. Госпошлина за загранпаспорт старого образца - 2000 рублей и 1000 рублей соответственно.
Между тем, до 1 января 2015 года госпошлина на изготовление биометрического загранпаспорта была на тысячу рублей меньше – 2500 рублей, для детей такой паспорт стоил 1200, старый паспорт (на 5 лет) можно было оформить за 1000 рублей, а на ребенка «всего» за 300 рублей – госпошлина на «детские» 5-ти летние загранпаспорта увеличилась, таким образом, более чем в 3 раза.
Госпошлины на регистрацию автомобилей тоже немаленькие.
В 2016 году регистрация автомобиля с выдачей новых госномеров стоит 2850 рублей.
За разрекламированную ГИБДД как «дружественный жест» по отношению к автовладельцам опцию – сохранение госномеров с одного автомобиля на другой – придется заплатить 5700 рублей.
Наконец, госпошлина за выдачу национального российского водительского удостоверения, в том числе дубликата - 2000 рублей.
Понятно, что машины каждый месяц или год большинство автомобилистов не меняют. И все же цены кусаются.
«Увеличение размера госпошлин никак не влияет на улучшении сервиса при постановке или снятии автомобиля с учета, то, что появилась электронная очередь и маломальский порядок – это следствие внесения изменений в административный регламент, - рассуждает в беседе с «НИ» председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. – Госпошлина – это чисто фискальная мера, поэтому их государство увеличивает и будет дальше увеличивать».
Напомним также, что с 1 января 2015 года значительно выросли госпошлины за оформление не только загранпаспортов и документов на машину. Согласно подписанному Президентом РФ Владимиром Путинным закону, госпошлины в период с 2009 по 2015 год индексировались на уровень инфляции. Сравнение не в пользу льгот на госпошлины.
И вообще, кто сказал, что после 2019 года Минфин не откажется от первоначальных планов отказаться от понижающей ставки в 0,7% госпошлины на услуги, которые оформляются в электронном виде. И новация просуществует только год?