Posted 2 ноября 2016, 16:48

Published 2 ноября 2016, 16:48

Modified 8 марта, 02:54

Updated 8 марта, 02:54

Жизнь без потребительской романтики

2 ноября 2016, 16:48
Центробанк РФ в конце октября опубликовал исследование, согласно которому подавляющее большинство граждан страны не заметили увеличения своих доходов, хотя два последних месяца Росстат говорит об увеличении зарплат. Дальше будет еще хуже, говорят эксперты.

Согласно исследованию Центрального банка, 63% граждан заявили, что их доходы не увеличиваются, тогда как цены на товары и услуги повышаются. Еще 22% заявили, что рост зарплат не успевает за инфляцией. 13% сообщили, что их доходы растут как цены или быстрее.

При этом Росстат сообщал о росте зарплат в августе на 9,4% в номинальном выражении и 2,7% - в реальном. В сентябре, согласно официальной статистике, тенденция продолжилась: зарплаты в среднем по стране выросли на 5,3%, а с учетом инфляции - на 2,8%.

Кроме того, более половины опрошенных считают, что в нынешних условиях нужно копить сбережения, но 71% не смогли отложить ни рубля за прошедший месяц.

Впрочем, парадокс заключается в том, что в интернете и соцсетях нет недостатка в предложениях «народных» экспертов о том, на чем можно сэкономить в кризис.

Судите сами: за 59 секунд на соответствующий запрос появилось 362 тыс. ссылок!

После просмотра части из них, выяснилось, что многим гражданам пришлось отказаться от привычных и ставших любимыми вещей. При этом наряду с такими банальными и прописными истинами из серии «откладывайте в конвертик 10 процентов зарплаты» или «ходите в магазин только после плотного обеда и с конкретным списком покупок», попадались и неожиданные предложения.

«Я кормлю собаку теперь отходами с помойки, досыпая сверху немного собачьего корма». «Многие перестали покупать спортивное питание - правильно и делают! Я поддерживаю такое решение», «Я уволили продавца, она работала у меня 10 лет, встала сама за прилавок, а что делать...» «Отказались от отпуска и поездок за границу, и как следствие, от многих покупок». «А мы персики и ананасы в банках стали реже брать... Так страдаем, так страдаем от этого... жуть».

А вот просто сюжет для сериала – молодая семейная пара из Петрозаводска в целях экономии отважилась на эксперимент – прожить на 1 тыс рублей в неделю и не умереть с голоду и не сойти с ума.

«Например, один из депутатов Заксобрания Свердловской области Илья Гаффнер в ответ на новости о катастрофическом подорожании продуктов в магазине, предложил людям... «поменьше питаться». Якобы для русского человека и голод, и холод - это не беда, а лёгкое недоедание и вовсе полезно для наших организмов. Упустим наши сомнения насчет того, как и чем питается сам Илья. Однако проверить, станем ли мы здоровее от вынужденного ограничения пищи, мы взялись смело…», - начинает свой рассказ Дима. Он подробно описывает рацион трехразового питания в течение 7 отведенных дней – овсянка на воде, картошка в разных вариациях, капуста и морковка, две пачки сосисок по цене одной, использование пакетиков чая по несколько раз – перечень «уловок» в целях экономии. Но после того, как дешевая банка тушенки оказалась несъедобной, у Оли (жены) началась истерика – ведь на нее потратили последние деньги из отложенной тысячи, а нужно было прожить еще два дня до конца эксперимента.

«Гаффнер был, мягко говоря, неправ – написал Дима в результирующей части своего поста. - От недостатка средств и пищи здоровым не только физически, но ни морально, ни эмоционально не станешь. Тельце начинает опухать и жаловаться от переизбытка углеводов, и уже на второй-третий день вынужденных ограничений хочется съесть огромную миску салата или хотя бы пару яблок. Однако злополучная тысяча велит тебе думать практично и предпочитать картошку яблокам.

А если включить в недельный прожиточный минимум не только продукты, но еще и банно-ванные принадлежности, проезд до работы или хотя бы пару рулонов туалетной бумаги - весь план полетит к чертям. Впрочем, можете сами попробовать. Крепких вам нервов и желудков!»

Кстати, опросы в сети показывают – что экономия на еде на третьем месте по приоритетности в плане урезания расходов семейного бюджета после отказа от отдыха за границей и покупки вещей. Кстати, разводы как средство экономии также фигурируют в этом списке. Впрочем, есть и такие откровения, от которых хочется смеяться и плакать одновременно.

«А я, наоборот, стал больше есть – погибать – так на сытый желудок», - вот такое признание.

Впрочем, привычка «заесть кризис» не является редкостью. Причем тому есть экономические объяснения.

По крайней мере, об этом «НИ» сказала Наталья Игнатьева из Gfk Rus, ссылаясь на данные проведенного компанией обзора «Российский потребитель 2016» .

«Несмотря на продолжающуюся экономическую стагнацию, российский потребитель продолжает тратить на продукты питания примерно столько же, сколько и в 2015 году (обзор данных потребительской панели охватывает период с августа 2015 года по июль 2016 года) – разница лишь минус 0,1%, - отметила Игнатьева. - Пока мы видим, что люди не экономят на продукции повседневного спроса, меньше стали покупать только товары из так называемой эластичной группы».

На вопрос – повлиял ли кризис на вашу семью в плане потребительских возможностей – да, повлиял - в ноябре 2014 года так отвечали 16% респондентов Gfk, в феврале 2016 года 56%, а в июле 2016 года – лишь 46%.

«Российский потребитель привыкает к кризису», - делает вывод Игнатьева.

По ее словам, «включается не только адаптация, но и стратегия экономии. В первую очередь, откладываются покупки длительного пользования – ювелирные изделия, бытовая техника и электроника, если раньше покупали новинки, часто меняли модельный ряд чего-то, то сейчас срабатывает другой подход – если работает – зачем менять».

«Люди избавились от потребительской романтики, привычки безумно тратить. На первом месте рациональность выбора, снизилась доля спонтанных приобретений – люди покупают только то, что реально нужно и стараются выбрать товары, которые дешевле», - говорит Игнатьева и делает принципиальное добавление. Согласно опросу компании, большая часть потребителей ожидает, что кризис продлится в течение 3-4 лет. Лишь 34% считают, что кризис будет 4 года и более.

Игнатьева объясняет этот оптимизм следующим образом: мол, индекс потребительских настроений складывается из нескольких вещей – оценке гражданами своего финансового положения, экономической ситуации в стране, в том числе и как она подается властями, на людей оказывают влияние и новости, а также их трактовка.

Значит, вербальные интервенции монетарных властей вовсе «не пустышка», по крайней мере, большинство граждан предпочитает опираться на них, а не на реальную статистику.

«Если ВВП падает в стране, то, в конечном счете, это означает падение доходов населения, - предельно просто объясняет доктор экономических наук Леонид Холод в беседе с «НИ». - В абсолютном выражении зарплаты могут расти, но по отношению к сумме стоимостей, которая противостоит этой зарплате, эти деньги удешевляются, соответственно инфляция съедает этот прирост и люди ощущают прогрессивный рост цен. В этом и есть негативная особенность падения и уменьшения ВВП».

Второй момент, на котором он акцентирует внимание - еда является продуктом первой необходимости, объектом неэластичного спроса. «Повышение цен по всей цепочке - еда, вещи, предметы длительного пользования - могут дорожать одновременно на какое-то количество процентов, при этом происходит уменьшение потребления всего-всего. Но в меньшей степени происходит сокращение потребления еды, - рассуждает Холод. - Какой бы не была инфляционная нагрузка на доходы граждан, как бы рост доходов населения не отставал от инфляции, еду покупать все равно будут и соответственно, чем хуже будет ситуация и чем больше будет продовольственная инфляция и открыв этой инфляции от роста реальных доходов, тем больше будет средний чек продовольственных покупок. И, наконец, тем больше будет доля продовольственных расходов в потребительской корзине в приложении к семейному бюджету».

По его словам, будет ухудшаться ассортимент потребительского набора – внутри этого набора есть товары, от которых можно отказаться, но есть и такие, без которых не обойтись, и продукты, от которых не отказываются ни при каких условиях - хлеба картошки – будут дорожать быстрее, «если власти не включат политическую компоненту». «Помимо субъективных причин, что хочется повысить цены и больше заработать, есть и объективная причина – в сельском хозяйстве накопленная инфляция очень высокая – десятки лет опережающими темпами росли цены на топливо, электричество, технику, это пресловутый диспаритет цен, о котором ведутся на экспертном уровне бесконечные разговоры, наконец-то, проявит себя», - уверен Холод.

Впрочем, что-то подсказывает, что даже такой драматический сценарий в потребительском секторе наши граждане «проглотят» в итоге с малыми потерями и, возможно, поднатореют в привыкании выживать в бедности. Повезло, словом, нашим властям с населением…

Подпишитесь