Posted 19 октября 2016, 19:55
Published 19 октября 2016, 19:55
Modified 8 марта, 02:32
Updated 8 марта, 02:32
Определенно утверждать, что спад уже остался позади и отныне ВВП России переходит в фазу роста, было бы слишком большим оптимизмом, но повод для формирования более позитивных ожиданий, безусловно, появился, говорится в докладе «Комментарии о государстве и бизнесе» от «Центра Развития» НИУ ВШЭ.
Оптимизм аналитиков основан на оценках индекса региональной экономической активности за август. Хотя он не смог преодолеть планку в 50%, что указывает на продолжение рецессии, в последний месяц лета этот показатель резко вырос — с 33,7 до 47,6%. При этом экономическая активность снизилась по сравнению с июлем только в 9 регионах, в 29 осталась на прежнем уровне, а увеличилась — сразу в 44.
В то же время, экономисты признают, что эти улучшения произошли относительно откровенно депрессивного уровня и далеко не всегда указывают на рост экономической активности (иногда — только на замедление спада). Кроме того, по-прежнему внушают достаточно большую тревогу состояние потребительского спроса и неразрешенные бюджетные проблемы.
Аналитики отмечают, что нефтяные цены по-прежнему остаются ниже, а объем заказов в промышленности остается по-прежнему низким. чем были год назад, и объем новых заказов на промышленную продукцию также остается низким. Однако финансовые индикаторы, входящие в состав компонент СОИ (прежде всего, объем денежного предложения и цены на акции российских компаний), имеют явную позитивную динамику, и этот фактор «перевешивает» и низкие цены на нефть, и слабость внутреннего спроса. Если интуиция не обманывает участников финансовых рынков, их оптимизм может быть признаком завершения спада в экономике и перехода к стагнации или даже умеренному росту, считают авторы доклада.
Август принес хорошие новости, но из-за волатильности анализируемых показателей говорить о начале восстановительного роста пока не приходится, делают вывод аналитики ВШЭ.
Ряды экономических оптимистов растут, но не сама экономика и никаких признаков завершения рецессии нет, сказал «НИ» Игорь Николаев из ФБК. По его словам, судить о переходе от фазы рецессии к стабилизации экономики и дальнейшему ее росту по индексу активности не стоит. Он считает, причины кризиса – это структурный нигилизм властей, который усилен санкционным противостоянием, низкими ценами на нефть. Надо анализировать состояние экономики по этим болевым точкам. «Структурные причины остались. Цена на нефть ниже 50 долларов за баррель – очень низкая. Можно говорить о некотором кратковременном улучшении. Не более того», - уверен Николаев.
«Что касается стабилизации потребительского спроса в августе, то он вызван небольшим увеличением потребительского кредитования. Основной показатель – розничная торговля, а в ней наблюдается падение на 5 процентов. Это – ключевой показатель», - рассуждает Николаев и делает прогноз о том, что к концу года цены на нефть не только не вырастут, но возможно даже и снизятся.
«Стоимость барреля будет ниже 50 долларов, в пределах 45. рубль – около 70 и выше за доллар, - называет Николаев.
«Рынок нефти будет продолжать стабилизироваться, цена на нефть составит более 55 долларов за баррель, а средняя по будущему году 60 долларов за баррель. Однако существуют большие геополитические риски: если противостояние Россия – Запад усилится, будут введены новые санкции, то, несмотря на рост цены на нефть до 55 – 60, доллар будет стоить 62 – 65», - делится своим прогнозом с «НИ» главный экономист финансовой группы БКС Владимир Тихомиров.
Он считает, что на фоне эффекта низкой базы заострять внимание на неких очень неустойчивых признаках завершения рецессии некорректно. «Риски сохраняются. Но база для сравнения – слабая, так как в прошлом году наблюдалось значительное падение, даже небольшое повышение активности приводит к улучшению годовой динамики. В четвёртом квартале этого года и начале следующего ожидается небольшой рост, дальнейшая динамика будет разочаровывать из-за структурных ограничений, даже, если цена на нефть останется на текущем, благоприятном уровне», - рассуждает Тихомиров.
При этом драйвером роста будет в итоге вовсе не потребительский спрос. «У государства нет денег на повышение зарплат и пенсий. В частном бизнесе прибыль у компаний слабая, что тоже не позволит увеличить уровень вознаграждений. Драйвером послужит экспорт и инвестиции, связанные со снижением инфляции, ставок по ипотечным кредитам. Два крупных фактора, которые влияли на рост в прошедшие периоды – государственные расходы и потребительский спрос, скорее, будут оказывать негативное влияние на экономику». – полагает Тихомиров.
Суммируя прогнозы «наших» экспертов, делаем вывод о том, что большая вероятность ослабления рубля к концу года и дальнейшее падение доходов населения вкупе с ухудшением кредитования субьектов экономики, полностью перечеркивает «грезы» о завершении рецессии.