Выдержки из архива ФБР, посвященные Шостаковичу, были безвозмездно предоставлены на основании американского закона о свободе информации, пишет историк Леонид Максименков в журнале «Огонек». Он изучил материалы о время юбилейных торжеств, посвященных 110-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича.
Композитор бывал в США трижды: в 1949-м году посещал Всеамериканский конгресс деятелей науки и культуры в защиту мира, через 10 лет (1959-й год) прибыл в страну в составе делегации советских музыкантов. Последний визит композитора в США был в 1973-м году, когда он получал степень почетного доктора Университета Нортвестерн в городе Эванстон (штат Иллинойс).
ФБР интересовало, не имеет ли Шостакович связи с советской разведкой. Но только после третьего визита композитора в США было отмечено, что не Бюро не нашло никакой информации, подтверждающей связь Шостаковича и его супруги Ирины Супинской с разведкой.
В конце 40-х, до первой поездки в США, на родине в адрес Шостаковича выдвинули ряд обвинений, в том числе, в «пресмыкательстве перед Западом» и «буржуазном декадентстве», а также в «формализме». Композитора изгнали из Московской консерватории, но во время подготовки советской делегации к Всеамериканскому конгрессу в защиту мира оказалось, что Шостакович настолько популярен в мире, что без него ехать нельзя. В итоге композитору звонил сам Иосиф Сталин.
Скандал разразился уже на самом конгрессе, когда Шостакович произнес несколько слов о значении музыки, а переводчик от его имени зачитал текст о холодной войне, благодарности партии и прогрессивной роли СССР. В другой аудитории Шостаковичу задали вопрос, согласен ли он с критикой Игоря Стравинского, Арнольда Шенберга и Пауля Хиндемита в советской прессе, композитору пришлось сказать да. В итоге советскую делегацию депортировали с конгресса за вмешательство во внутренние дела США.
Во время второго визита Шостаковича окружили подчеркнутым вниманием – тогда композитор приехал в США с делегацией советских музыкантов. Однако из-за публикации 27 августа 1959 года заметки в пуэрто-риканском издании San Juan Diary, в которой утверждалось, что Шостакович привезет с собой в США двух агентов под видом музыкантов, за ним снова следили представители ФБР.
Летом 1973 года Шостакович приплыл в Штаты вместе со своей третьей по счету супругой Ириной на присуждение композитору ученой степени почетного доктора. Визу супруги получали в американском посольстве в Копенгагене, т.е. композитор получал в Дании премию, которую по согласованию с ЦК КПСС должен был передать Советскому комитету защиты мира. Штампы в их дипломатических паспортах проставили автоматически. Однако американская служба иммиграции и натурализации не зафиксировала ни въезда, ни выезда Шостаковичей из США.
Как позже выяснилось из рассекреченных документов досье ФБР, в меморандуме Госдепартамента от 11 июня 1973 года говорилось, что Шостаковичи будут находиться в Штатах по межправительственному соглашению СССР и США об обменах. Тогда Госдеп рекомендовал ФБР «присвоить господину и госпоже Шостакович категорию «официальных гостей» США на весь срок их визита». Также в документе говорилось, что «вред, который может быть нанесен лично господину или госпоже Шостакович, а также их имуществу, может нанести ущерб и внешнеполитическим отношениям Соединенных Штатов».