В интервью корреспонденту «НИ» профессор Академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ Иван Стариков заявил, что обнуление вывозных пошлин на зерно – лишь первый и отнюдь не исчерпывающий шаг в создании нормальных условий для экспортеров и производителей сельхозпродукции.
«Экспортные пошлины на пшеницу и вообще на зерновые были абсолютной глупостью, нигде в мире этого нет. - сказал Стариков. - Только у нас , боясь того, что все зерно вывезут из страны и цены на внутреннем рынке поэтому вырастут, и ввели в прошлом году эти глупости. Но здравый смысл возобладал.»
По словам профессора, власти либо не понимают, либо делают вид, что не понимают простую истину: вывезти значительные объемы зерна из России – невозможно! Единственный глубоководный порт в Новороссийске забит под завязку и не может переварить огромные очереди зерновозов. При этом мощности новороссийского порта практически «монопольно» используют производители Юга России – Кубань, Ростовская область, Ставропольский край, а вот крестьянам из Поволжья, Сибири, Центра доставить урожай в порт – себе дороже (сказываются самые высокие в мире тарифы на железнодорожные перевозки).
Как следствие – избыток зерна давит на внутренние цены. В предыдущие, «сытые» в финансовом плане годы государство стабилизировало цены на зерновые с помощью интервенций (то есть закупок в «закрома родины»), сегодня у него нет денег, поэтому закупочные цены на рынке уже снизились до 9 тыс. рублей за тонну, и в ближайшее время могут упасть еще на тысячу рублей. Таким образом, по словам Старикова, «рекордный урожай ставит сельхозпроизводителей в трудное положение».
Кроме того, никуда не делась проблема качества российских зерновых.
«Мало вывезти. Нужно, чтобы нашу пшеницу там еще и купили, - говорит Стариков. - Качество нашего зерна, мягко говоря, оставляет желать лучшего, у нас в основном покупают за границей зерно для фуражных целей и в ограниченном порядке для продовольственных нужд».
Ограниченный спрос на мировом рынке усугубляется и падающим спросом на внутреннем. Излишки зерновых могли бы пойти в животноводство и птицеводство, однако, беднеющее население не увеличивает потребление мяса, наоборот, в меню россиян происходит замена белковых продуктов на растительные.
Главный урок рекордного урожая, как считает Иван Стариков, состоит в развитии инфраструктуры. Нужно строить припортовые элеваторы, новые порты, новый парк зерновозов. Правда, супергрузовики разбивают хилые российские дороги. И это – еще одна серъезная проблема на пути зернового экспорта. Немало случаев, когда ГИБДД попросту не пускает зерновозы на дороги общего пользования, либо проезд к порту оборачивается чередой взяток и штрафов. Лишние затраты, само собой, ложатся на закупочные цены. Крестьяне – в минусе.