Напомним, что еще недавно наступление эры электрокаров планировали на уровне 2050 года. Именно этот «год Х» заложила в свои планы японская «Тойота», решив полностью отказаться от моторов внутреннего сгорания к середине 21 века. Однако события разворачиваются быстрее, чем ожидалось.
Представительство федеральных земель ФРГ предлагает Еврокомиссии пересмотреть концепцию поддержки развития транспорта без вредных выбросов. Так, по данным Der Spiegel, уже с 2030 года на рынок Германии хотят допускать лишь легковые автомобили без двигателя внутреннего сгорания. 4 ноября должно вступить в силу Глобальное соглашение о предотвращении изменений климата. Его ратифицировали семь стран Евросоюза, в том числе Германия. Чтобы выполнить условия соглашения, до 2050 года ФРГ должна на 95 процентов снизить выбросы углекислого газа в атмосферу. А для этого надо бы отказываться от «нефтяных» авто уже к 2030 году.
И что характерно: у сторонников бензиново-дизельных машин не осталось никаких аргументов в пользу того, чтобы травить человечество и дальше. Две главные проблемы электрокаров – скорость и запас хода – практически решены даже не сегодня, а вчера.
Восемь лет назад, в 2008 году Tesla Motors — американская автомобильная компания из Кремниевой долины начала выпуск спортивного электромобиля Tesla Roadster, не уступавшего по ходовым качествам (динамика разгона и максимальная скорость) обычным автомобилям.
22-23 мая 2010 года переделанная в электромобиль Daihatsu Mira EV, творение Японского клуба электромобилей, проехала 1003,184 километра на одном заряде аккумулятора.
24 августа 2010 года электромобиль Venturi Jamais Contente с литий-ионными аккумуляторами, на солёном озере в штате Юта, установил рекорд скорости 495 км/ч на дистанции в 1 км. Во время заезда автомобиль развивал максимальную скорость 515 км/ч.
27 октября 2010 года электромобиль lekker Mobil конвертированный из микровэна Audi A2 совершил рекордный пробег на одной зарядке из Мюнхена в Берлин длиной 605 км в условиях реального движения по дорогам общего пользования, при этом были сохранены и действовали все вспомогательные системы, включая отопление.
Однако, имея на своем счету впечатляющие рекорды, индустрия электрокаров не могла похвастаться стоимостью своей продукции,- машины с электротягой были дороже конкурентов. Их цены тянули вверх дорогие аккумуляторы. Но пока скептики призывали не переживать мировой автопром, сторонники электрической революции не сидели, сложа руки.
Стоимость литий-ионных аккумуляторов с 2007 по 2014 годы снизилась с $1000 до $410 за киловатт-час. При этом цены для лидеров рынка, например для Tesla и Nissan, еще ниже — $300 и они уменьшаются на 8% ежегодно. Эксперты прогнозируют снижение цен до $230 за киловатт-час в 2018 году. Но это – как раз та цена, которая делает покупку и эксплуатацию электрокара более выгодной, чем автомобиля с ДВС! При этом инженерная мысль не ограничивается развитием традиционных литий-ионных аккумуляторов. В разработке сейчас – графеновые и литий -воздушные батареи, более мощные долговечные.
Кроме того, мощнейшим фактором роста для электрического автопрома является старая-добрая конкуренция. Tesla Motors в отчете за 2015 год сравнила свои продажи в США с продажами хэтчбеков и седанов премиум-брендов, и из таблицы видно, что Tesla S пользуется таким же спросом, как Mercedes-Benz S-класса, и обгоняет Audi A7 и BMW серии 6. Больше того, продажи Tesla растут, а всех конкурентов с ДВС снижаются!
Но трудно представить, что в 2030 году на дорогах Германии «Тесла» вытеснит «Мерседес», БМВ и «Ауди» с «Порше» и «Фольксвагеном». Она и не вытеснит! Недавно «Мерседес» объявил о начале массового производства электрокаров, которые будут лучше «Теслы». Немцы не на шутку рассердились на «выскочку» Илона Маска и своего куска мирового рынка не отдадут.
Что касается электрокаров для небогатых стран, то их легко может производить Китай с его многочисленными автозаводами.
Кстати, зеленый свет электрокарам готова дать не только Германия. Как пишет «Коммерсант», летом правительство Норвегии обсуждало возможность полного отказа от ввоза автомобилей с ДВС с 2025 года. В этой стране электромобили стали заметным игроком на рынке: доля «чистых» автомобилей в продажах здесь доходит до 15% . То есть она в 100 раз выше, чем в среднем в мире.