Posted 8 октября 2016, 09:52
Published 8 октября 2016, 09:52
Modified 8 марта, 02:37
Updated 8 марта, 02:37
Исследовательский холдинг «Ромир» зафиксировал, что по итогам сентября жители России увеличили траты на 4,8% в месячном исчислении и на 6,3% – в годовом. При этом средний чек российского потребителя (сумма всех покупок за месяц, поделенная на количество чеков) увеличился в первый месяц осени на 6%. Такой рост можно было бы объяснить инфляцией, но потребительские цены выросли в сентябре лишь на 0,2%.
Примечательно, что огласно результатам исследования, наиболее заметно, на 8,9% в годовом выражении, выросли расходы у среднего класса – граждан со средним уровнем доходов – на 8,9% за год. В то время, как у россиян с высокими доходами расходы в сентябре выросли всего на 0,8%.
Парадокс заключается в том. что этот всплеск потребительской активности произошел на фоне серьезного падения реальных доходов населения, зафиксированном Росстатом в августе. За месяц они упали на 8,3% (макисмальное снижение с 2008-го), а с начала года – на 5,8%.
Аналитики объясняют этот парадокс сезонным фактором: рост расходов населения в сентябре является традиционным после спада потребительской активности в августе. Конкретный всплеск покупок в минувшем сентябре может объясняться сезонным спросом на товары длительного потребления – одежду, товары для учащихся школ и вузов в связи с началом учебного года.
Еще одна причина, которая может объяснить потребительскую активность россиян – это оптимизм относительно экономического будущего. Как показывают последние соцопросы, несмотря на то, что три четверти населения страны ощущает на себе в той или иной мере тяготы экономического кризиса, большинство граждан склонно верить в посулы первых лиц государства о том, что тяжелые времена скоро закончатся, начнется экономический рост, инфляция упадет, а рубль укрепится.
Банк России, кстати, рост потребительского оптимизма не поддерживает. В частности, председателя ЦБ Эльвиру Набиуллину беспокоит возможность неожиданного перехода населения от сбережений к покупкам и образования пузыря на рынке необеспеченного потребкредитования.