Posted 27 сентября 2016, 13:11
Published 27 сентября 2016, 13:11
Modified 8 марта, 02:42
Updated 8 марта, 02:42
- Евгений Григорьевич, каких шагов в экономической сфере стоит ждать от нового созыва Государственной думы?
- Сложившаяся в настоящее время общественно-политическая ситуация поставила власти, в том числе и новый состав Государственной думы, перед своеобразной развилкой возможностей. У них есть два варианта действий. Первый – ужесточение политики, в том числе, экономической, усиление государственного влияния как в обществе, так и в экономике, по крайней мере, на период до ближайших президентских выборов в 2018 году. Второй – осуществлять не всегда приятные для населения, но давно назревшие структурные реформы, которые позволили бы развернуть Россию в сторону инновационного развития. Такой путь позволит нам не надеяться в перспективе исключительно на рост цен на нефть, а принимать активное участие в мировом техническом прогрессе.
- Из ваших слов понятно, какой путь предпочитаете лично вы. Но какой путь выберет Дума?
- После президентских выборов 2012 года подобная развилка тоже существовала, но тогда выбор был менее очевидным. Сейчас же понятно, что он будет сделан в пользу, скажем так, консервативно-патриотического направления. И этот выбор даже может поддержать большинство населения, но я убежден, что истинный подъем страны связан с другим направлением развития.
- А, может быть, мы увидим некий симбиоз путей развития, в рамках которого будут в каких-то пропорциях сочетаться и консервативно – государственнические и либерально-реформаторские шаги?
- Не думаю, что смесь двух вышеназванных направлений развития может принести в общество какую-то гармонию. Между этими двумя путями лежат острые противоречия. Власть сегодня располагает в России большими возможностями, и по результатам прошедших выборов кажется, что она монолитна, едина и празднует полную победу. Но на самом деле это не совсем так – поверьте, я знаю, о чем говорю. Элита по своим взглядам на будущее страны делится на несколько частей, и в ней есть определенные колебания в отношении дальнейшего направления движения.
- То есть, вы не исключаете того, что Государственная Дума с доминирующим преобладанием «Единой России» вдруг возьмется за экономические реформы по либеральным рецептам?
- У меня нет точного ответа на ваш вопрос. Подозреваю, что нынешний состав Госдумы будет послушно голосовать за те решения, которые будет указывать исполнительная власть, ну или конкретно президент. Вопрос в том, будут ли с их стороны предлагаться законы, ведущие по первому пути или по второму. На мой взгляд, ответ не очевиден и варианты здесь есть.
- Давайте уточним, какие именно структурные реформы вы считает необходимыми для развития страны?
- Во-первых, нам необходимо верховенство закона. Должно быть так: если закон принят, то его положения выше любых указаний начальства. Между тем, российский менталитет и российский опыт чуть ли не со времен монгольского ига иной – первые лица, мягко говоря, дают свою трактовку законам, и «бояре» прислушиваются именно к этим трактовкам, а не к букве закона. Верховенство права имеет прямое отношение к развитию экономики, потому что от этого зависит, будет ли бизнес вкладываться в развитие. Сейчас кажется, что бизнес у нас присягнул власти и всегда ее поддерживает. На самом деле, это не так. Многие предприниматели делают вид, что у них хорошие отношения с властью, но на самом деле испытывают к ней глубокое недоверие. И такая ситуация превращает отношения власти и бизнеса в ключевую проблему развития страны.
Во-вторых, России требуется развитие конкуренции – экономической и политической. Иначе говоря, развитие демократии.
Что же касается реформ конкретных отраслей, то их перечень хорошо известен – пенсионная, административная, жилищно-коммунальная и прочие. Но они все вторичны по сравнению с двумя ключевыми, что я назвал выше.
- А еще раньше вы заметили, что население не в восторге от реформ, которые сулят ему новые финансовые испытания. Может потому и не голосует за либеральные партии – то есть, те силы, которые эти реформы грозят обрушить на его голову?
- Может быть. Но я убежден, что решения о таких важных шагах должно принимать не население большинством голосов, а ответственная элита. Тогда у страны будет шанс на развитие.