Posted 25 сентября 2016, 12:29
Published 25 сентября 2016, 12:29
Modified 8 марта, 02:43
Updated 8 марта, 02:43
Аэропорт Внуково. 10 вечера. Выход из прилетного терминала. За дверями воздушного вокзала – откормленный до состояния борова из «Мираторга» мужик в желтой жилетке с надписью «Диспетчер такси».
- Куда ехать? – неласково спрашивает мужик.
Я называю адрес, откуда три дня назад приезжал во Внуково на отлет. Ровно за одну тысячу рублей.
- Две пятьсот,- отрезает мужик и как-то воровато оглядывается.
Через пару секунд появляется трое перевозчиков, готовых взять клиента из рук диспетчера.
Но клиент не хочет.
Клиент как-то сразу и бесповоротно понимает, что его хотят развести как последнего лоха на бабло.
У клиента хорошая историческая память оказалась. На тех самых бомбил из совкового прошлого и лихих 90-х.
- Не поеду! – отрезал я. – Лучше подожду , пока вызванное такси приедет из «юбера» или «яндекса».
Мужик в жилетке потерял ко мне всякий интерес. Зато оживился один из его сообщников.
-Уважаемый, поехали за тысячу. – предлагает парень лет тридцати с явным кавказским акцентом.
- Шут с тобой, - соглашаюсь я и иду в сторону второй линии, где рядком стоят три десятка желтых машин с шашечками и без оных.
Однако на этой самой второй линии меня ждало второе разочарование усталого путешественника. Машина закавказского товарища оказалась совсем не такси, а черным «ниссаном» десятилетней давности. И даже не с российскими, а с … армянскими номерами!
Немытый кузов, пятна на велюровых сиденьях, запашок от носков и подмышек небритого водителя, разбитая подвеска и еще бесплатный концерт национальной музыки в придачу – все эти удовольствия от езды компенсировались разве что удовлетворением журналистского любопытства.
Оказалось, что водилу зовут Арсен. Из Еревана. Работает в Москве уже год. Весьма доволен. Жалуется лишь на то, что из моей тысячи придется отдать половину «кому положено». И потому к оговоренной тысяче надо добавить по широте моей среднерусской души еще 200 рублей.
- Не дам ничего.- отрезал я .- Потому что уговор дороже денег.
Арсен как бы не услышал. И продолжал перечислять преимущества своей московской работы. Главное из них в том, что с армянскими номерами можешь ездить, как горячая душа пожелает. Это мы, лохи российские, дрожим перед камерами за превышение скорости или – не приведи Господь! – чтобы тень нашего авто не пересекла сплошную двойную. А вот Арсену смешно. Штрафы на его родину не приходят. Налоги (в том числе и наш, дорожный) платить не надо. Патент на такси – тоже из другой жизни.
На вопрос, а можно ли мне приехать в Ереван на машинке с московскими номерами и побомбить у республиканского аэропорта, Арсен долго смеялся. По-видимому, приезд инопланетян удивил бы куда меньше.
Минут через двадцать пять мы доехали до места. Я отдаю тысячу рублей одной бумажкой, а в ответ – укоризненное (словно бы смертельно обидел товарища):
- Эээ, уважаемый, а двести так не отдал?
Нет, не отдал. И не собирался даже. И вообще больше никогда никаких такси у московских аэропортов брать не буду. Буду заказывать их заранее через мобильное приложение на смартфоне.
Но по здравому размышлению, значит ли это, что и проблем больше никаких?
Да ни хрена!
Мы вообще патриоты своего города или кто?
Стыдно жить в одной из «столиц мира», где любой приезжающий становится объектом почти криминальной разводки.
Никаких бомбил я в Париже, Берлине, Лондоне, Нью-Йорке не видел… Эпизод из фильма «Брат-2», где герой садится в машину брайтонского бомбилы, возможно, взят из жизни, но я в США такого не встречал.
Там просто, черт подери, выходишь из аэропорта и БЕЗ ВСЯКИХ переговоров садишься в такси. Можешь не знать ни одного слова на местных наречиях. Нужно всего – навсего назвать адрес. И пассажиры там идут не на разговоры с таксистами, и уж тем более не с ряжеными в дурацкие жилетки ПОСРЕДНИКАМИ, а прямо к багажнику авто – чтобы вначале положить свои вещи, а потом – опять же без всякой лишней болтовни – сесть в машину. И поехать куда требуется. Вот и все. Такая вот мудреная схема.
Отчего же этот таинственный мировой опыт обходит стороной наши пенаты?
Нет, конечно, можно сказать, что в извечном московском евразийстве в некоторых сферах жизни побеждает азиатчина. Куда ж без нее?
Однако пытливый ум начал вспоминать поездки по азиатским столицам. Токио, Сингапур, Дубай, Бангкок… Блин! Да там везде такой же порядок с такси, как и в образцовых европейских странах.
ААА! Вспомнил! Бомбилы есть в Индии. В Гоа. Там без долгого торга в машину времен колониального английского прошлого не сядешь. И даже если первоначальную цену опустят вдвое, то все равно останешься кинутым (если, конечно, не живешь в Гоа долгое время и не в курсе всех расстояний и цен).
Московские власти, наверное, в курсе, как организованы стоянки таксомоторов везде, кроме Москвы и Гоа. Но, возможно, начальник транспортного департамента Максим Ликсутов – сам скрытый индус, и наводить порядок в аэропортах не хочет. Из принципиальных соображений скрытой национальной идентичности, которая в числе прочего подразумевает испражнения на улицах (туалеты в Индии не в чести), выброс мусора на обочины дорог и куда придется, а так же деление общества на касты, одна из которых и в 21 веке считается «неприкасаемой» и обречена на чудовищную нищету и бездомность в течение всей жизни.
Тогда объясняю Ликсутову подробнее: чтобы никаких бомбил и просто проходимцев на «левых» тачках не было вовсе, надо, во-первых, установить ОДНУ очередь из такси на ОДНОЙ, специальной линии.
Во-вторых, пускать на эту линии ВСЕ городские такси бесплатно.
В-третьих, посадка в такси может быть только в ОДНОМ месте, куда ведет ОДНА очередь пассажиров.
В-четвертых, выгнать ряженых под «диспетчеров» бандитов из аэропортов раз и навсегда. Вместо них должен быть удобный сервис для всех таксистов, показывающий в онлайне востребованность такси в том или ином аэропорту в то или иное время.
В-пятых (и это уже чисто российская специфика), в месте посадки пассажиров поставить табло, показывающее РЕАЛЬНЫЕ цены десятка ведущих таксомоторных компаний города.
В-шестых, следить за новым порядком по вэб-камерам круглосуточно. Ведь за нами, московскими водителями, ведомство Ликсутова следит повсеместно. И штрафует нещадно. А вот за «своими» бомбилами – почему-то нет.
В-седьмых, придумать всей мудрой Мосгордумой наказание для ослушников из числа нынешних и будущих потенциальных бомбил.
КСТАТИ.
В Москву я возвращался из Сочи. Там – ровно такая же ситуация с такси, как и во Внуково. Курортная столица России не отстает от столицы номинальной. Так что наши советы, как организовать службу такси в аэропортах скорее всего бесполезны. Поэтому предлагаю запасаться сари, ставить отметины на лбах и начать уже ходить не в туалеты, а в ближайшие кусты.