- Специалисты Аналитического кредитного рейтингового агентства обнародовали сегодня прогноз, согласно которому реальные доходы населения РФ будут падать не только в этом году, но и в течение двух последующих лет. Вы согласны с такой оценкой?
- Да, полагаю, что в этом году падение реальных, то есть, скорректированных на величину инфляции доходов составит 4–5% к уровню прошлого года. Чтобы выйти в ноль потребуется весь 2017 год и, видимо, часть 2018 года. Причем это в лучшем случае.
- Давайте разберемся, из чего вообще складываются доходы населения?
- Из трех частей. По статистике, две трети доходов – это заработная плата. Следующая часть – предпринимательские доходы, которые есть у индивидуальных частных предпринимателей, тех, кто работает по патентам, упрощенной системе налогообложения и прочее. Наконец, третья составляющая – пенсии, социальные трансферты и выплаты.
- И какую динамику, если взять в целом по России, демонстрирует каждая из этих составляющих?
- Реальные зарплаты имеют некоторый шанс выйти пусть в небольшой, но все –таки плюс в следующем году. По июлю реальные зарплаты в годовом выражении показывали ноль, до этого два месяца падали, причем довольно заметно. Думаю, что дальше начнется их рост, но очень медленный.
С предпринимательскими доходами пока ситуация в этом году складывается очень плачевно – они уже упали на 15%. И дальше, видимо, это падение продолжится – возможно, не такими высокими темпами.
Ну и пенсии, и социальные выплаты также снижаются в реальном выражении. Особенно резонансная история получилась с пенсиями, которое правительство не смогло в этом году индексировать на уровень прошлогодней инфляции. Можно предположить, что с точки зрения социальных трансфертов 2017 год мы также проведем в минусовой зоне.
- Давайте чуть подробнее остановимся на пенсиях. Правительство утверждает, что единовременная выплата всем пенсионерам 5 тысяч рублей, компенсирует их потери от инфляции. Это действительно так?
- Нет, поскольку официальная инфляция за прошлый год составила 12,9%. В начале года была произведена индексация пенсий всего на 4%. А вместо второй – на оставшиеся 8,9% – как раз и предложили единовременную выплату. По моим расчетам, если бы проводили вторую индексацию, это потребовало бы 400–500 млрд. рублей. Разовая выплата обошлась же бюджету в 200 млрд. Сами можете видеть, сколько сэкономили на пожилых. К тому же, скорее всего, эта единовременная компенсация будет выплачена в начале следующего года. А к тому времени уже набежит инфляция 2016-го, которая составит где-то 7%, и которую тоже по закону надо будет индексировать.
- От чего зависит выправление ситуации в стране с доходами – от темпов экономического роста?
- Не только. Это еще зависит, скажем, от динамики потребительского спроса, который сейчас явно не является драйвером экономического развития. Мы наблюдаем существенное падение торговой розницы – где-то на 5-6%. Конечно, в прошлом году темпы этого падения были в два раза выше, но и сейчас они достаточно велики. На это накладывается проблема высокой закредитованности населения. По нашим оценкам, для того, чтобы справиться с долгами по кредитам, набранным ранее, населению потребуется еще два года. И все это время средства людей, которые могли бы расшевелить торговлю, будут уходить в банки на погашение старых долгов. Низкий спрос, в свою очередь, будет давить на розницу.
- Но реальные зарплаты-то, по вашим прогнозам, все-таки начнут расти. Это подстегнет платежеспособный спрос в стране?
- Надо учитывать, что у нас крайне неравномерная структура зарплат по отраслям и группам населения. Статистика свидетельствует, что за последние годы зарплаты росли только у высокодоходных групп населения. Что, к сожалению, не слишком влияет на общий спрос, так как у этих групп он достаточно специфический. Грубо говоря, у них уже есть все то, о чем другие группы населения только мечтают.
Что же касается общего роста экономики России, то перспективы здесь тусклые. Пока наша экономика остается на спаде, который возможно в следующем году сменится еле заметным ростом в десятые доли процента. А в 2018 году мы увидим рост ВВП где-то на 1,5% – и это очень оптимистический прогноз.