Posted 7 сентября 2016, 16:35

Published 7 сентября 2016, 16:35

Modified 8 марта 2024, 02:54

Updated 8 марта 2024, 02:54

Как вернуться в Россию и не умереть на границе

7 сентября 2016, 16:35
Если вы вдруг надумаете отправиться в путешествие в солнечную Грузию за рулем автомобиля, то всю оставшуюся жизнь будете вспоминать КПП «Верхний Ларс». С дрожью и ужасом...

Пересечение южных рубежей через КПП Верхний Ларс (40 км. от Владикавказа – авт.) оставляет в душе неизгладимые впечатления. Не столько величественными видами Дарьяльского ущелья или дивными ландшафтами Военно-Грузинской дороги - вся эта прелесть меркнет перед теми испытаниями, которые ожидают вас на обратному пути. Гражданам, таки рискнувшим посетить побережье Батуми или Кобулети в летнее время, нужно заранее подготовиться морально к неожиданностям и даже чрезвычайным обстоятельствам при возвращении на родину!

Нас предупреждали, что между двумя пограничными постами – России и Грузии, скапливаются длинные колонны машин. Поэтому в обратный путь решили выехать на рассвете, чтобы успеть к открытию шлагбаума. На месте же выяснилось, что таких «шибко умных» и прытких довольно много.

Фото: kray-zemli.com

Миновав грузинские рубежи, мы попали в буферную зону и тут у всех буквально оборвалось сердце. Весь участок живописного ущелья вдоль русла реки Терек был забит дальнобойным транспортом. Хвост гигантской колонны скрывался где-то за светлеющим горизонтом. Параллельно с фурами тянулись ряды легковушек, из которых выглядывают заспанные дети. Нам ничего не оставалось, как пристроиться в эти скорбные шеренги и терпеливо ждать.

Первые несколько часов очередь понемногу двигается, хотя и не очень резво. Иногда проносятся мимо пассажирские автобусы, мини-вэны и всякие лихачи на внедорожниках, которые еще больше тормозят движение. Нервы у водителей не выдерживают. Некоторые громко «обмениваются мнениями» по поводу нарушителей и нерасторопности российских пограничников.

Если вы долго стоите на одном месте, то кроме банального недовольства возникают и естественные надобности – хочется попить, поесть, поспать и даже справить нужду и т. д! Но на всем протяжении буферной зоны не видно ни пунктов общепита, ни биотуалетов. Хотя давно известно, что противостоять человеческим инстинктам невозможно! Если нет клозетов, будут выходить из положения любым способом и в доступном месте – вдоль дорог, в тоннелях, на берегу реки и т.д...

Время от времени женщины с детьми покидают салоны машин и торопливо спускаются к реке, исчезая за ближайшим валуном. Мужчины же взбегают по склону вверх – к спасительным к кустам цветущей облепихи или кизила. Подобные променады небезопасны – можно наступить на "следы пребывания" гомо-сапиенсов. Живописные ланшафты буквально усеяны подобными «минами» и разнообразным мусором – бумажными коробками, пластиковой посудой, оберткой от шоколадок и печенья, полиэтиленовыми пакетами, которые источают зловония.

Часа через четыре я решил выяснить, почему колонна двигается медленно и, передав руль товарищу, двинулся пешком в направлении пропускного пункта?! Идти пришлось километра три под палящим солнцем.

Впереди картина оказалась еще удручающей! Вдоль дороги стоят группами невыспавшиеся водители с покрасневшими от усталости глазами. Оказывается, многие ждут со вчерашнего дня. Из салона легковушки доносится детский плач – ребенок получил на жаре солнечный удар, который сопровождается высокой температурой!

В таких случаях машину пропускают без очереди, но вначале нужно доказать, что малыш действительно нуждается в помощи врача! Вот так безрадостно и печально завершается часто путешествие тех, кто вознамерился провести отдых на побережье гостеприимной Грузии.

Один из замов главы КПП, с которым удалось встретиться, рассказал о причинах многочасовых заторов (при этом предпочел остаться инкогнито). Вся беда, по его словам, в установленных для российских пограничников нормативах. На полный досмотр одной машины государство отводит от 3 до 5 минут. К тому же здесь, на КПП не только пограничники, но и сотрудники таможни, санитарный кордон, служба безопасности, чьи автономные действия также не способствуют оперативному движению потоков.

На мой наивный вопрос, а как же грузины справляются, молодой человек ответил, что у соседей на КПП всего одна структура – пограничная полиция, созданная по американскому образцу. Поэтому пропускают довольно быстро. При этом рассказал по большому секрету, что к ним иногда приезжают депутаты Госдумы и различные генералы, чтобы выяснить причины заторов. Но ничего не меняется, потому что к их визиту начальство срочно сгоняет дополнительный контингент с ближайших постов и очереди быстро рассасываются.

Впрочем, штат сотрудников тут и так немалый. По крайне мере, значительно больше, чем на грузинском участке. Проблема в другом – в эффективности действия пограничного пункта. Многие жалуются, что таможеники не проявляют особого рвения и бойкости при осмотре машин, частенько убегают на перекур, допускают в работе непонятные паузы.

Автору этих строк удалось убедиться в этом лично. В какой-то момент люди побросали свои рабочие места и куда-то скрылись. Оказывается, побежали сфоткаться с какой-то знаменитостью. Неподалеку действительно стоял молодой человек с пунцовым от смущения лицом, к которому по очереди прислонялись девушки с айфонами в руках.

Вернувшись обратно, симпатичная сотрудница в бейсболке предложила:

– А вы не хотите селфи с Гариком Харламовым? –

Но, поймав на моем лице недобрый взгляд, вернула документы, санкционируя проезд. Разделить ее восторг я не мог, как и сотни бедолаг, томящихся часами под палящим южным солнцем!

Подпишитесь