Posted 7 сентября 2016, 14:14
Published 7 сентября 2016, 14:14
Modified 8 марта, 02:55
Updated 8 марта, 02:55
Уже больше недели приложение доступно для россиян в Google Play и App Store. Так, каждый пользователь создает свою базу контактов - близкие, друзья, которым он доверяет. Затем набирается текст экстренного сообщения. Оно моментально отправится близким, как только пользователь нажмет на «тревожную кнопку». Причем придет не только сообщение с просьбой о помощи, но и геолокация. Создательница приложения Анна Ривина рассказала «НИ», почему приложение должно быть установлено у каждого человека, на каком уровне в стране работает система помощи жертвам насилия, и почему женщины зачастую отказываются судиться с «домашними боксерами».
- В приложении «Насилию.нет» есть база частных и государственных кризисных центров, с номерами телефонов и картами, с помощью которых можно построить ближайший до них маршрут. А много ли регионов в России, где нет никаких центров помощи жертвам насилия?
- Да, таких много. Мы собрали всю информацию о кризисных центрах. И к сожалению, регионы очень сильно отличаются в этом плане друг от друга. Например, в Ростовской области, Санкт-Петербурге очень много различных центров поддержки жертв насилия. Вывод напрашивается сам собой - местные власти ориентированы на решение этой проблемы. А если рассматривать наш Кавказ, то совсем все печально. Там своя специфика. Женщины крайне скрытны, и будут терпеть до последнего. У нас эта тема и так табуирована в обществе. Но даже если взять официальную статистику в центральной части России, где есть женщины, которые не боятся заявить о насилии, то она чудовищная. И это при том, что эти данные далеки от реальности. Все гораздо хуже примерно на 70-80 процентов.
- Получается, наши власти руководствуются принципом, что если не говорить о проблеме, то она сама и уйдет.
- Да проблема даже не в том, что замалчивают об этом явлении. А в том, что у нас нет специального закона против домашнего насилия. А что еще страшнее в нашем обществе не изжили себя стереотипы, что виновата женщина, что она сама провоцирует. Это неправда. Всегда виноват тот, кто применяет агрессию. Всегда виноват насильник. У нас нет адекватной юридической, психологической помощи. Женщины не знают, куда идти. Они годами живут в таком состоянии, даже не понимают, что это ненормально. Ведь им постоянно внушали, что если бьет значит любит.
- Так даже если женщины все же решаются пойти в полицию, а потом в суд, зачастую многие потом со слезами отказываются от заявления, адвоката, требуя вернуть мужа. Почему так?
- Это уже стокгольмский синдром, когда жертва начинает жалеть насильника. У них же общее имущество, общие дети. Тут опять же и материальная зависимость. Да и окружение ей говорит – ты чего дура, потерпеть не могла, зато мужик нормальный был. И это все чудовищно. Женщины не по доброй воле забирают заявления. Просто не все могут выдержать такую психологическую травлю. К тому же, часто рядом нет профессионалов, которые могли бы помочь.
- В идеале, чтобы в каждом городе в России появились различные кризисные центры?
- В идеале должен быть закон о профилактике домашнего насилия, который должен предусматривать такую сеть по всей стране. Он необходим, чтобы люди не боролись с последствиями домашнего насилия, а предотвращали его. А жертвы могли вовремя получить помощь. Пример Израиля: там по судебному решению мужчин отправляют в кризисные центры на прохождение программ реабилитации, чтобы они перестали применять насилие. Их заставляют стирать, готовить. И по статистике, у них 95 % потом положительных случаев. Мужчины выходят и понимают, что то, как они вели себя раньше, непозволительно. У нас женщины приходят в полицию, а им говорят: «да подумаешь беда какая, иди домой, сама разбирайся». Наши полицейские, судьи – люди из той же самой системы, которая не понимает ничего в проблеме домашнего насилия. И это самое ужасно ведь они должны нас защищать. И тут могу привести пример Казахстана. Там создали в рамках полицейской системы отделение, где работают женщины, которые знают специфику этой проблемы. Они оказывают необходимую профессиональную помощь женщинам, которые столкнулись с этой бедой.
- А приложение «Насилию.нет» создавалось исключительно для женщин?
- Изначально мы готовили приложение для тех, кто столкнулся с домашним насилием. Потом прошла волна флешмоба ЯНеБоюсьСказать, которая заставила меня задуматься о том, что оно должно быть у каждого в телефоне. Идя по темной улице, садясь в такси, мы надеемся, что все будет хорошо. Кнопка SOS на смартфоне возможно кому-то спасет жизнь. И каждый может им воспользоваться. К моему удивлению, на нашей огромной территории это единственное подобное приложение. Естественно, мы не первопроходцы. В мире подобные приложения уже давно существуют. В Америке в каждом штате есть свои, с разным функционалом. У нас такого не было до сих пор. Я надеюсь, что наше приложение сможет помочь. Но хотелось бы, чтобы у наших граждан не возникало необходимости его использовать.
- А какие дальнейшие перспективы?
- Есть один проект, который мы хотим реализовать в столице. В Москве возможно удастся начать взаимодействие с одним ЧОПом так, чтобы женщины могли вызывать их сотрудников. Телефон также вводится в доверительные контакты. Нажимается «тревожная кнопка», и сотрудники ЧОПа приезжают на помощь. Естественно, речь не идет о драке. Приедут мужчины, которые знают как себя вести. Мы надеемся, что тогда «домашние боксеры» смогут свой пыл поумерить. Пока что это только проект. Возможно, кто –то начнет подтягиваться и предлагать свои идеи. Например, как только вышло наше приложение, со мной связались девушки из Казахстана, которые хотели перенять наш опыт. Мы прошли этот путь, и знаем подводные течения.
- А легко ли удалось продвинуть идею приложения?
- Идея создания приложения появилась в марте. Мы участвовали в хакатоне (форум разработчиков) на разработку мобильных приложений, связанных с насилием. Наш проект занял второе место. Никакой финансовой поддержки мы не получили. Но нам повезло, нас заметила общественный деятель Алена Попова, которая была в жюри. Позже мы провели благотворительный аукцион. Нам удалось собрать все средства – это было сделано в конце мая. И уже за лето приложение было собрано.