По мнению главы МЭР, это свидететельство того, что отечественная экономика после выхода из рецессии вошла в стагнацию, которая может продлиться несколько лет, если не предпринимать специальных мер и не проводить реформы. Как уточнил Улюкаев, стагнация – это длительный период низких темпов роста.
«У нас будет рост, и он начнется уже в этом году, но это будет невысокий рост – не тот рост, который нам всем хотелось бы иметь. То есть 1,5–2% в год – это тот потенциал роста, который мы можем и будем иметь, если не будем прибегать к мерам либо структурных, институциональных реформ, либо фискального и монетарного стимулирования экономики и так далее», уточнил глава МЭР.
Напомним, что в июле падение ВВП в годовом выражении ускорилось до 0,7% с 0,5% в июне. В то же время, прогноз по динамике ВВП на 2016 год был ухудшен экономическим ведомством до минус 0,5–0,6% с минус 0,2%. В то же время министр выразил надежду, что правительству удастся удержать дефицит бюджета 2016 года на уровне 3,3% ВВП.
«Полагаю, что власть не решится на либеральные реформы, но будет при этом сохранять разумную монетарную политику. И это выльется либо в стагнацию, либо в легкую рецессию, которые растянутся надолго. Благо, у страны есть огромный запас прочности: у нас все еще большие международные резервы (около 395 млрд. долларов), у нас годовой ВВП в пересчете на человека – все-таки 8,5 тыс. долларов, а не 2 тыс., как у некоторых наших соседей. И терять по одному-два процента ВВП в год мы можем себе позволить еще очень долго», – высказал мнение «НИ» директор программы «Экономическая политика» Московского центра Карнеги Андрей Мовчан.