Среди множества сообщений о предстоящем открытии движения пассажирских поездов по Московской Окружной железной дороге (или, как её сейчас стали называть – Московскому центральному кольцу), осталось незамеченным несколько не вполне удачных, на мой взгляд, переименований её платформ. Историческое название местности и станции Окружной железной дороги «Черкизово» сменилось на «Локомотив» – по просьбе болельщиков одноимённого футбольного клуба. Вполне соответствующий своему месту в городе «Севастопольский проспект» стал «Крымской» – несмотря на то, что Крымские мост и площадь находятся совсем в другом месте, а с точки зрения современной политики Севастополь и Крым – равнозначные понятия.
Но наиболее странной и наименее понятной стала замена названия платформы «Новопесчаная» на «Зорге». Недалеко от неё действительно есть улица, названная именем советского разведчика Зорге, и даже памятник ему, однако слова «улица» в названии платформы нет. Видимо, в вагонах так и будут объявлять: «Осторожно, двери закрываются, следующая станция – Зорге» – звучит даже как-то не вполне по правилам русской речи. Словом, пример не самого удачного выбора названия, которое хорошо бы заменить, пока оно не стало частью транспортной системы Москвы.
Ответ на вопрос о новом наименовании платформы лежит на поверхности: она находится точно на месте существовавшего здесь исторического остановочного пункта Военное Поле, построенного вместе с Окружной железной дорогой в 1905–1907 годах. Название Военное Поле – старинный московский топоним, существовавший в этом месте много десятилетий. Часть обширного Ходынского поля вдоль нынешней Окружной железной дороги ещё с середины XIX века здесь занимали военные лагеря – пехотный, артиллерийский, юнкерского училища, несколько казачьих и другие. Кроме самих лагерей, то есть казарм, здесь были учебные полигоны и даже стрельбища, в том числе «стрелковый вал» для тренировки артиллеристов.
Для обслуживания военных лагерей и удобного подвоза к ним солдат построили остановочный пункт, который так и назвали – Военное Поле. В случае необходимости к нему легко можно было подвести подъездные пути от лагерей – все нужные для этого здания и сооружения были построены заранее, вместе с остальной дорогой.
Вот как описывал Военное Поле первый начальник службы движения Окружной железной дороги Н.Н. Останкович в 1912 году:
«За станцией Пресня … Окружная железная дорога идёт Ходынским полем между лагерями: пехотным, расположенным по правую сторону, и артиллерийским, по левую сторону полотна дороги. Лагери, которые раскинуты на протяжении 41, 42 и 43 вёрст, разделяет река Ходынка, параллельно которой идёт линия железной дороги. Здесь же находится и станция Военное Поле.
Огромная площадь Ходынского поля лежит по левую сторону Петербургского шоссе, идущего от Тверской заставы. Поле это служит место ежегодного лагерного сбора войск Московского округа летом (с мая по октябрь). В лагере, кроме палаток и бараков, имеется церковь, клуб и прочие лагерные хозяйственные постройки. В офицерском клубе, носящем оригинальное прозвище «Кукушка», в определённые дни бывают музыкальные и танцевальные вечера».
В 1930 году П.В. Сытин сделал короткое, но красочное описание этих мест: «В километре от станции Пресня дорогу пересекает Воскресенское шоссе, а за ним – проселок от Петровского парка, идущий через все Ходынское поле. На последнем, к северу от Воскресенского шоссе, в полукилометре за <речкой>Таракановкой, виден ряд зданий Ходынских казарм, окруженных зеленью, а за ними вдалеке – ангары Авиационного поля и мачты Ходынской радиостанции». Военные лагеря располагались здесь до конца 1950-х годов, сейчас на этом месте находятся жилые кварталы.
Автором зданий на Военном Поле был главный архитектор Окружной железной дороги – знаменитый Александр Померанцев: именно его подпись стоит на сохранившихся исторических чертежах. Здание вокзала Военное Поле было выдающимся не только среди построек Окружной – это был один из интереснейших московских вокзалов с ярким и необычным архитектурным решением. Здание представляло собой сложную многообъёмную композицию переменной высоты и этажности, с богатым и разнообразным декором и ассоциировалось прежде всего со сказочным теремом. Вход в здание со стороны города был выполнен в виде крыльца с шатровой кровлей и венчающим её шпилем, изящными пилястрами.
К сожалению, Военное Поле является одним из немногих мест на Окружной дороге, где историческая застройка утрачена полностью. Говорить о воссоздании исторических зданий, вероятно, не приходится – все новые платформы на Окружной решены в духе современной архитектуры, соответствующей своему времени. Тем важнее сохранить память об истории этого места хотя бы в его необычном и в чём-то даже романтическом названии.
Топоним «Военное Поле» хорошо ложится и на современную карту Москвы. Множество улиц к северо-западу от платформы носит имена прославленных военачальников времён Великой Отечественной войны, ковавших Победу 1945 года – маршалов Конева, Бирюзова, Малиновского, Вершинина. В этом же ряду стоит и улица Народного ополчения, сыгравшего свою роль в обороне Москвы в 1941 году. Недалеко находится станция метро «Октябрьское Поле» – это советский вариант названия «Военное Поле», название было изменено в 1922 году. Кварталы домов вокруг метро построены пленными немцами. Словом, всё здесь пронизано духом воинской славы. Достойным дополнением к этим именам станет воссоздание исторического названия «Военное Поле».