Posted 17 августа 2016, 14:00

Published 17 августа 2016, 14:00

Modified 8 марта, 02:43

Updated 8 марта, 02:43

Выше Закона, или Принцип Вышинского

17 августа 2016, 14:00
Сюжет
Суды
В четверг, 18 августа, Черкесский городской суд рассмотрит вопрос об изменении меры пресечения победителю многих международных турниров по греко-римской борьбе Адлану Бицоеву, который более полутора лет находится в местном СИЗО. Мастеру спорта международного класса инкриминируется организация сети наркоторговли на терр

Эта история в свое время получила широкий общественный резонанс, в том числе в федеральных СМИ. Поскольку речь шла о бывшем члене национальной сборной России и создании им чуть ли не целого наркокартеля в одном из регионов СКФО.

А началось все с того, что на Кутузовском проспекте Москвы на известного спортсмена было совершено нападение. Когда Адлан Бицоев вышел на улицу, чтобы очистить машину от снега, несколько человек набросились на него и грубо стали заламывать руки. Нападавшие были, мягко говоря, не совсем славянской наружности, никто из них не представился, не предъявил официальных документов (ни ордера на арест, ни постановления на обыск), поэтому Адлан решил, что это банальное ограбление, и стал отчаянно отбиваться. В пылу драки даже успел отвесить кому-то чувствительных тумаков. Только потом выяснилось, что это была опергруппа из Карачаево-Черкессии, командированная в столицу для поиска лиц, организовавших канал нелегальных поставок канабиса на территорию республики.

Такой канал действительно существовал, однако, по мнению адвоката Хасана Биджиева, его подзащитный не имеет к этому никакого отношения. Ни при личном досмотре, ни во время тщательной проверки автомашины, ни в ходе обыска квартиры, которую он снимал, ничего запретного и даже подозрительного найдено не было.

И все же полицейские решили вывезти его в Черкесск. Наверное, надеялись добиться нужных показаний на месте, лишив его возможности всякой защиты.

О том, как происходила добыча «признаний», писали не раз в социальных сетях и в федеральных СМИ. В том числе в газете «Новые Известия» («Арест с шатанием», «Силовой допрос», «Мышиный трафик», «Такого правового хамства я в своей жизни еще не видел»), а также в газете «Твой день», «Кавказская политика», «Кавказский узел» и др.

Сразу же после задержания Бицоева стали склонять к тому, чтобы он признался в создании преступной группы по распространению наркотиков. О том, что переправлял из Москвы зелье неким З. Макашеву, У. Устарханову, Ю. Батуеву для дальнейшей реализации на территории КЧР.

Как рассказывал Ахмед Бицоев, отец Адлана, оперативники заковали его в наручники и стали избивать. Причем, утверждает отец, старались бить исключительно в лицо, стремясь нанести боль не только физически, но и морально. Когда ничего не получилось, начали пытать электрическим током... В этих пытках, по словам Адлана, участвовали оперативники МВД России по КЧР – Тимур Багов и трое его коллег по имени Казбек, Азнаур и Карим.

Однажды во время очередного «допроса с пристрастием» подполковник Азамат Татаршао из СК РФ по г. Черкесску, рассвирепев от очередного отказа, воткнул ему в колено включенную дрель. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы не вмешательство старшего по званию и должности, который прекратил экзекуцию.

Никто бы не удивился, если бы после этого случая, ставшего известным благодаря СМИ, истязателей и их жертву поменяли бы местами. Но силовики от громкого скандала ничуть не пострадали. Напротив, после публикаций в СМИ Азамат Татаршао получил звание полковника и должность замглавы городского управления СК РФ.

Возможно, вся эта история закончилась бы суровым приговором, если бы не одно обстоятельство – задержанный наотрез отказался признавать вину. Тем более что у следствия нет ни контрольной закупки, ни аудиозаписей, ни фотосъемки или каких-либо видеоматериалов, доказывающих его вину.

Адлан Бицоев защищал честь страны на многих международных состязаниях, является обладателем Кубка Европы. Никогда не был судим и даже замечен в нарушении общественного порядка. Человек с таким послужным списком вполне мог рассчитывать на более гуманное отношение. Тем более что президент страны Владимир Путин не раз обращал внимание силовиков на необходимость более лояльного подхода в случаях, когда человек преступил закон впервые, не был судим. Чтобы не ломать судьбы молодых людей и не увеличивать контингент исправительных учреждений.

Однако требования главы государства здесь проигнорировали. Причем безбоязненно и демонстративно. Москва далеко, а тут они сами хозяева.

«Мы обращались с просьбой изменить моему клиенту меру пресечения на период следствия, – рассказывает Хасан Биджиев. – Ссылаясь при этом на многие спорные обстоятельства. Ведь его почти полтора года держат в СИЗО. При этом несколько человек, задержанных в городе с поличным, отпустили под подписку о невыезде».

По словам отца Адлана Бицоева, за прошедшее время ни ему, ни его супруге не дали свидания с сыном ни разу.

«У меня сложилось такое впечатление, – говорит Ахмед Бицоев, – что они пытаются нанести моей семье максимальный ущерб – моральный и материальный! Чтобы заставить Адлана принять на себя несуществующую вину. Без его «признаний» обвинение выглядит неубедительно».

Сомнения в объективности расследования возникли, судя по всему, и у надзорных органов. Заместитель прокурора КЧР М.И. Шабунин вернул старшему следователю ОВД СЧ СУ МВД по КЧР Ш.М. Джазаеву многотомное уголовное дело с формулировкой, «для производства дополнительного следствия и устранения выявленных недостатков».

В практике местной правоохранительной системы этот случай – из ряда вон выходящий! Вероятно, зампрокурора посчитал обвинения, основанные только на показаниях людей, отбывающих срок наказания, недостаточными для передачи дела в суд.

На одном из судебных процессов М.И. Шабунин не скрывал своего разочарования изложенной «доказательной базой». Говорят, в кулуарах даже высказывал следователю недовольство: «Да у вас тут ничего нет! Вы нас подставили»!

По мнению адвокатов, оно было вызвано именно отсутствием в деле конкретики (вещдоки, пароли, явки и проч.), кроме эпизодов, высокохудожественно изложенных следователем со слов наркозависимых людей.

Недавно Ш.М. Джазаева отстранили от дела и даже понизили в должности. Знакомые с ситуацией утверждают: за грубые нарушения в данном уголовном расследовании. Родители Адлана уверены, что это добрый знак, и в отношении их сына теперь не будет использован принцип Вышинского, когда признания оказываются выше закона и справедливости.

Подпишитесь