Мера, которую предложили представители X5 Retail Group, связана с поправками в закон о торговле, которые ограничивают дополнительные платежи сетям со стороны поставщиков (ретробонусы) с 10% до максимальных 5%, а также сокращают сроки оплаты товара.
В новых условиях ритейлеры предлагают поставщикам перейти на чистую закупочную цену с учетом экономии на ретро-бонусах.
Как сообщает газета «Коммерсант», Х5 даже представила своим партнерам по поставкам новую схему расчета. Им нужно вычесть из закупочной цены без НДС 10% ретро-бонуса, рассчитанного при этом от стоимости закупки, но уже с учетом НДС. Затем из получившейся цены им также предложено вычесть еще 0,25% в счет ускорения оплаты товара.
По словам представителя Х5, общий принцип переговоров с поставщиками состоит в том, что цены на полке не должны вырасти, а компания должна сохранить прибыльность в 2–3%. Перейти на новую схему ритейлер намерен со всеми 6 тыс. поставщиков: сейчас по такой модели он уже работает с 2,4 тыс. поставщиков.
Правда, позаботившись о потребителях и своей прибыли, ритейлер не подсчитал потери поставщиков в случае снижений закупочных цен. В свою очередь контрагенты предварительные оценки издержек уже объявили: поставщики могут недополучить около 1,9% от стоимости контракта с Х5.
Напомним, новые поправки в закон о торговле вступили в силу в июле текущего года. Обновленная редакция закона сокращает сроки оплаты и отсрочки за поставленную продукцию со стороны торговых сетей, а также ограничивает размер ретро-бонусов магазинам от производителей до 5%. Теперь при сроке годности товара менее 10 дней отсрочка оплаты сокращается до восьми дней, при сроке годности менее 30 дней – от 0 до 25 дней, при сроке годности свыше 30 дней, а также в случае алкогольной продукции – до 40 дней. Для исполнения новых требований ритейлеры должны обновить старые договоры или перезаключить их до января 2017 года.
По словам автора документа депутата Ирины Яровой, нововведения, в частности, призваны защищать российских сельхозпроизводителей, деньги которых ранее уходили на оплату бонусов торговым сетям, а теперь могут направляться на развитие производства.
Сами участники рынка в положительном эффекте закона очень сомневались. Представители ритейла отмечали, что короткие сроки исполнения закона и сами меры могут привести к перебоям в поставках, исчезновению промоакций и монополизации розницы.
При этом независимые экперты немного успокоили потребителей, которые опасались повышения цен из-за закона. «Это вопрос перераспределения маржи между торговыми сетями и поставщиками. На потребителях новый закон никак не отразится», – сказал «НИ» председатель Союза потребителей Российской Федерации, экс-депутат Госдумы Петр Шелищ.
«Новая редакция закона ожесточит борьбу между поставщиками и торговыми сетями за распределение маржи, – пояснил ситуацию эксперт. – Обычно больше получают те, у кого выше рыночная сила и кто ближе к конечному потребителю, то есть торговые сети. В современной экономике главное – спрос, его и обеспечивают стоящие «на выходе» торговые сети, поэтому они могут больше брать себе».