Posted 15 августа 2016, 16:10
Published 15 августа 2016, 16:10
Modified 8 марта, 02:45
Updated 8 марта, 02:45
Женское обрезание есть в разных странах, оно было в том числе и на территории советского пространства,что фиксировалось рядом правозащитников, сказала «НИ» адвокат, эксперт Консорциума женских неправительтсвенных организаций Мари Давтян.
По ее словам, считать эту практику свойственной только для стран третьего мира ошибочно: «Мы видим такую радикализацию религиозного фанатизма, вместе с развитием фундаментализма, в результате чего эти варварские практики вновь входят, к сожалению, в нашу общественную среду. Раньше было принято считать, что проблема присутствует только в ряде африканских племен».
Ранее сегодня председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев назвал практику женских обрезаний «чисто дагестанским обычаем», который не противоречит канонам ислама. «Насколько я знаю, это делается для того, чтобы женскую прыть немного успокоить. Здоровью это абсолютно никак не мешает», – заявил муфтий Бердиев.
В понедельник организация «Правовая инициатива» опубликовала доклад, посвященный женским обрезаниям в России. «Калечащие операции на женских половых органах – страшная, дикая, вредоносная, извращенная практика по частичному или полному удалению наружных женских гениталий, нанесению других травм женским половым органам по немедицинским основаниям. Проведение подобных операций признается нарушением прав женщин и девочек на международном уровне, т.к. представляет собой крайнюю форму дискриминации и насилия», – говорится в докладе.
Сотрудникам организации удалось опросить 25 женщин из числа перенесших такую операцию, оnправивших своих дочерей на нее и проводивших ее. Кроме того, исследователи пообщались с сотрудниками органов опеки и попечительства, отдела по делам несовершеннолетних, хирургами, гинекологами, имамами. Исследование охватило преимущественно высокогорные юго-восточные районы Дагестана.
В горных районах традиция имеет почти полную поддержку? и большинство респонденток готовы передавать ее и дальше, отмечается в докладе. При этом тема таких операций жестко табуирована и почти не обсуждается вне семей, поэтому многие эксперты (юристы, соцработники) региона оказались о ней не осведомлены.
«Результаты исследования показали, что из 25 опрошенных в регионе женщин все подвергались этой операции и что практика распространена локально в отдельных высокогорных районах и переселенческих равнинных селах Дагестана», – говорится в докладе.
Речь идет прежде всего о представителях народа аварцев из из Тляратинского и Цумадинского районов республики. «Можно предположить, что обрезанию подверглись десятки тысяч женщин», – пишут правозащитники.
Исследователи выяснили, что сотрудники органов опеки и попечительства не занимаются этим вопросом, отмечая, что «и так проблем хватает». Что касается имамов, то у них мнения об обязательности женского обрезания оказались разными: двое отметили необязательность или даже нежелательность этой процедуры, в то время как один заявил, что «если его не совершать, значит впадать в грех».
Респондентки, напротив, были уверены в обязательности этой процедуры и связывали ее с религиозной инициацией: «обрезание надо сделать девочке, чтобы она стала мусульманкой», «обрезание необходимо, чтобы девочка начала молиться». Многие также отмечали, что «женщина не должна быть развратной, «женщина должна быть смиренна». По их мнению, обрезание необходимо «чтобы женщины до брака не гуляли и потом от мужа налево не ходили».
При этом женщины не отрицали, что операция нанесла им огромный моральный вред, а также ущерб их здоровью: «Родить не смогла, инфекции были, муж развелся».
Исследователи отмечают, что проблеме женских обрезаний много внимания уделяет ООН и в частности ее глава Пан Ги Мун.
«Сегодня в мире по оценке ООН живут около 200 миллионов девочек и женщин, подвергшихся той или иной форме калечащих операций на женских гениталиях, и, как минимум, еще три миллиона ежегодно подвергаются риску этой практики», – говорится в докладе.
Европейский суд по правам человека, в свою очередь, рассматривает калечащие операции на женских половых органах как действия, нарушающие ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод («никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию»).