О том, что подготовкой диверсий на полуострове руководил начальник разведки 37-го батальона 56-й бригады ГУР МО Украины капитан Владимир Сердюк, рассказал источник в российских спецслужбах. Его цитируют все крупнейшие информагентства России.
По данным спецслужб, перед заброской в Крым трех диверсионных групп (одна – четыре человека и две по пять человек) Сердюк приезжал в Херсонскую область для координации их действий.
ФСБ называет имена и других задержанных. «В диверсионную группу, которая была обнаружена в ночь с 6 на 7 августа на кладбище в районе населенного пункта Суворово вблизи Армянска и вступила в бой, входили действующий командир взвода разведки 37-го батальона 56 бригады ГУР Минобороны Украины лейтенант Алексей Сандул, 1983 года рождения, офицер ГУР с позывным «Лис» Олег Дмитренко, 1964 года рождения, разведчик батальона Александр Кириллов. Кроме этого в состав группы входил Олег Москвитин, которого во время боя на кладбище не было», – цитирует «Интерфакс» источник из спецслужб.
По этой информации Евгений Панов, имя которого ФСБ раскрыла первым, был координатором группы и должен был обеспечить ее отход.
Кроме того, спецслужба опубликовала видеозапись допроса еще ряда задержанных, а также свидетелей подготовки терактов. Ее обнародовал телеканал «Россия 24».
На видео инженер-энергетик из Джанкойского района Крыма Марлен Алиев рассказывает, что на его предприятие 1 августа пришел человек, который представился Алексеем Сандулом, и стал предлагать электротехническую продукцию. При этом он показал инженеру командировочное удостоверение, которое показалось Алиеву странным: там на русском языке были написаны старые украинские названия окрестных предприятий.
«Я ответил, что поставить печать и роспись не представляется возможным, потому что руководителя нет на месте, а печать у него», – говорит Алиев в камеру. Во время допроса ему показывают фотографию и спрашивают, похож ли человек на ней на Сандула. Алиев говорит, что похож.
После этого на видео появляется Андрей Захтей, имя которого ФСБ накануне назвала в числе предполагаемых участников диверсии. «Сейчас я осознаю, что я непосредственно выполнял приказ военной разведки Украины по перевозке диверсантов и их груза по территории Крыма», – говорит задержанный.
По его словам, его куратор назначил ему встречу у деревни Суворово недалеко от Армянска, где он должен был забрать четырех человек. 6 августа ночью Захтей прибыл туда и увидел начало перестрелки, а затем был задержан сотрудниками ФСБ.
Еще один человек – Ридван Сулейманов – рассказывает, что был завербован еще в октябре 2015 года, получил псевдоним «Юзеф». От своего куратора, который называл себя «Павлом Николаевичем», он получил задание собирать военную информацию по всему Крыму. За эти сведения Сулейманову обещали 3-4 тысячи гривен в месяц.
Также «Павел Николаевич» рекомендовал ему устроиться на работу в военный аэропорт Бельбек в Севастополе или на железнодорожный вокзал Симферополя, чтобы передавать данные о перемещениях российских войск. За это куратор обещал Сулейманову 5-6 тысяч гривен в месяц.
Кроме того, Сулейманов занимался наблюдением за воинской частью в Симферополе. За сведения о технике, которую туда доставляли, «Павел Николаевич» заплатил ему 700 гривен. Еще одним условием работы было получение Сулеймановым российского гражданства.
Сулейманов и «Павел Николаевич» постоянно поддерживали связь с помощью мессенджера. Куратор также сообщил Сулейманову, что если ему в соцсетях напишет человек, в чьем сообщении будет кодовое слово «Чикаго», он должен будет выполнить и его указания.
В июле Сулейманов встретился с «Павлом Николаевичем» в Одессе и получил от него задание найти на вокзале Симферополя подходящее место для закладки самодельного взрывного устройства, а также оценить количество камер и качество работы службы безопасности. После этого Сулейманов должен был заложить в аэропорту муляж бомбы и последить за реакцией правоохранителей.
Все это Сулейманов сделал, после чего ему позвонили с помощью мессенджера. «Во время конференц-связи я услышал то, что меня повергло в шок. Что я – Амир Каримов, что сегодня мы с братьями переходим с малого на большой джихад, ровно в 12 часов мы взорвем центральный аэропорт города Симферополь, а также центральные автовокзалы Симферополя, Ялты и Севастополя и Керченскую переправу», – говорит Сулейманов. Он остался у аэропорта и стал наблюдать за правоохранителями. После этого его задержали.
«Сейчас я осознаю, что я действительно подбирал места для возможных дальнейших закладок взрывных устройств и совершения теракта сотрудниками ГУР. Могли погибнуть мирные жители», – говорит Сулейманов.
Напомним, накануне ФСБ опубликовала видео допроса Евгения Панова – предполагаемого кадрового сотрудника украинской разведки, имя которого было названо в первом сообщении о сорванных диверсиях в Крыму. На допросе он рассказывает, что служил в зоне АТО в 2014-2015 году. Затем его пригласили в Киев, где ему объяснили, что создается диверсионная группа для работы в Крыму.
«В состав группы входили кадровые офицеры военной разведки Украины. В группе были Кириллов Александр с позывным «Кирилл», человек с именем Дмитрий, Петренко Олег с позывным «Лис», Сандул Алексей с позывным «Сай», а также человек с позывным «Дешек» и я. Кадровыми офицерами были Сандул Алексей в звании лейтенант, Владимир Сердюк – капитан, а Кириллов и Дмитрий тоже офицеры, но звания мне не известны», – говорит Панов.
Группа объехала несколько городов Крыма – Армянск, Красноперекопск, Джанкой, Феодосию и Керчь, чтобы найти там объекты для диверсий. Были выбраны паромная переправа в Керчи, нефтебаза в Феодосии, вертолетный полк и химический завод в Джанкое. В районе Армянска диверсанты сделали тайник с боеприпасами и приобрели пять комплектов российской военной формы. За эту работу Панов получил 3,2 тысячи гривен.
6-7 августа Панов прибыл в Армянск, чтобы эвакуировать участников диверсионной группы после того, как они выполнят задачу. Там он был задержан ФСБ. «Насколько мне известно, данная операция была спланирована Главным управлением разведки Украины», – говорит Панов. По его словам, целью в основном была российская военная техника, но риск гибели людей был большой.
Отметим, что многие обратили внимание на кровоподтеки и следы побоев на лице Панова. В частности, представитель ГУР Украины Вадим Скибицкий заявил сегодня, что Панов, скорее всего, дал показания под давлением. «Могу вас заверить, за последние два года никто из кадровых сотрудников ГУР Минобороны на территории оккупированного Крыма не был задержан. А все фамилии, названные Пановым, не являются сотрудниками ГУР Минобороны», – цитирует «Интерфакс» слова Скибицкого на брифинге в пятницу.
«Видео клееное. Глаза не его – под жестким психологическим прессингом. Любой монтажер на глаз определит места сшива кусков. Никогда так складно говорить Женя не умел. Пытали. Опухшие губы и синяки, которых не было при задержании. Старая футболка, очевидно, была изорвана во время пыток. «Новая» – скрывает следы пыток. Выверенно «читает с листка» версию ФСБ, озвученную ими же ранее. В 2.50 видно, что забыл текст», – так прокомментировал видеозапись допроса брат Панова журналист Игорь Котелянец.
По его мнению, Панов был похищен: «Не существует ни одного другого варианта, как он мог оказаться в Крыму», – написал Котелянец.
В интервью ресурсу «Настоящее время» Котелянец заявил также, что Панов, будучи добровольцем в зоне АТО, никогда не имел отношения к разведке.
В подлинности показаний Панова усомнился и российский журналист Евгений Левкович. «Такого измочаленного человека, как подозреваемый в подготовке терактов в Крыму, я не видел давно, – пишет Левкович. – Нет сомнений в том, что Панова душили надетым на голову пакетом. Отсюда абсолютно отёкшее лицо, губы и тяжёлое дыхание (впрочем, опять же, это стандартная пытка при даче показаний)».
Он обращает внимание на большое количество монтажных склеек в пятиминутном видео и даже смену освещения. «Панов произносит текст, заранее согласованный и отрепетированный с дознавателем», – убежден журналист.
Сомнения вызвала и личность Андрея Захтея, которого ФСБ вчера назвала одним из участников подготовки диверсий. В частности, депутат Верховной Рады Антон Геращенко рассказал, что Захтей работал в Евпатории прорабом, был дважды судим и, более того, настроен антиукраински. Кличка у рецидивиста по этой информации была «Зая».
Геращенко при этом ссылается на сайт «Миротворец», который является базой личных данных антиукраински настроенных персон (прежде всего журналистов), которые собираются как по открытым источникам, так и противозаконными способами вроде хакинга. Как сообщается на странице «Миротворца» в Facebook, Захтей мог быть связан с одной из чеченских группировок, подконтрольной спецслужбам РФ, и якобы принимал участие в контрабанде оружия в Донбасс.
Газета «Московский комсомолец» также попыталась узнать больше подробностей о Захтее и обнаружила, что он, помимо прочего, жил в Одинцове Московской области, ездил на автомобилях с петербургскими и челябинскими номерами, а также предлагал в соцсетях помощь с оформлением российского гражданства для жителей ближнего зарубежья и стран бывшего СНГ. Издание также обратило внимание на тюремные татуировки предполагаемого диверсанта.