Как уже сообщали «НИ», в ночь на вторник по московскому времени на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро завершилось командное первенство по спортивной гимнастике среди мужчин. Первое место спустя 12 лет себе вернули японцы, набравшие в сумме 274,094 балла. Второй с результатом 271,453 финишировала российская сборная, которая не попадала в тройку призеров с Олимпиады-2000 в Сиднее, когда взяла «бронзу». Третье место досталось олимпийским чемпионам двух предыдущих турниров китайцам (271,122).
Денис Аблязин широко улыбался журналистам в микст-зоне:
«Сегодня самый счастливый день в моей жизни. Мы много лет с Давидом Белявским и Колей Куксенковым работали на командную медаль. И вот сейчас…»
Казалось, наши парни, уже раздав солидную порцию интервью телевизионщикам, готовы снова наперебой рассказывать о том, что пережили несколько минут назад. Как же они были не похожи на себя четырехлетней давности. Тогда в Лондоне, выйдя в финал командного турнира со вторым результатом, они вместо того, чтобы закрепить успех, дружно наломали дров, скатившись в итоге на шестое место, а потом с каменными лицами прошли мимо зоны общения с прессой, игнорируя все попытки журналистов получить хоть какой-нибудь комментарий.
Когда гимнасты говорят, что медаль, завоеванная в команде, для них дороже всего на свете, они не лукавят. Да и мечта любого тренера – увидеть своих учеников на пьедестале именно в командном турнире. Потому что выступление команды – это зрелище, интрига, бой нервов и характеров, преодоление ситуации и себя.
В понедельник Давид Белявский, Никита Нагорный, Денис Аблязин, Николай Куксенков, Иван Стретович, уступив в красивой борьбе японцам, но обыграв чемпионов двух предыдущих Олимпиад китайцев, показали, что все это делать они умеют.
К своему триумфу российская мужская гимнастика шла долго. И даже не после неудачных Игр-2012 началась у сборной подготовка к ОИ-2016, а гораздо раньше. Команда менялась на глазах: молодела, взрослела, теряла по разных причинам проверенных бойцов, но и обретала уверенность в своих силах. Прошлогодний чемпионат мира в Глазго снова не принес медалей в мужской гимнастике, но в какой-то степени стал переломным на пути к нынешнему успеху. Сборная России сравнялась с мировыми лидерами по базовым оценкам и уровню исполнения программ, у нее практически не осталось слабых видов, хотя все понимали: над конем и перекладиной еще работать и работать, не теряя при этом качество и стабильность исполнения элементов.
Главный тренер команды Андрей Родионенко не уставал повторять: «Все турниры, в том числе и «Европа», и «мир», – это промежуточный вариант. Это рассмотрение программ, которые гимнасты показывают, их возможность попадания в команду. Заключительный этап подготовки именно из этого и складывается – сумма всех соревнований приводит к тому, что мы имеем».
Российская пятерка лидировала на протяжении всего финала, блестяще прошла коня, кольца, опорный прыжок, брусья. Японцы, напротив, завалили коня и прыжок, но смогли отыграться благодаря отличному исполнению двух своих фирменных снарядов, которые были у них заключительными, – перекладины и вольных упражнений. В какой-то момент наших парней стали поджимать китайцы, но россияне не дрогнули. Отработали, что называется, до последнего доскока, спокойно, без суеты, с откуда-то вдруг проснувшимся чувством собственного достоинства.
А потом, казалось, бесконечно, они готовы были делиться эмоциями от свалившегося на них счастья.
На Белявского на ЧМ-2015 выпала самая большая нагрузка – квалификация, командный турнир, личное многоборье, три финала. А на недавнем ЧЕ (он прошел всего за два месяца до Рио) Давид стал самым результативным игроком в сборной России. Помимо командной победы, получил еще полный комплект наград: «золото», «серебро» и «бронзу» в четырех отдельных финалах.
«Мы наконец-то дошли до этого, добрались до медалей! – поделился радостью он. – Китайцы и японцы тоже показывали отличную гимнастику. Пока мы только на второе место смогли наработать, но я думаю, что это тоже хороший результат. Вообще я чувствовал, что сегодня все должно получиться. Я чувствовал это еще после чемпионата Европы, который мы выиграли в начале июня. И вот, свершилось. Теперь я буду выступать в многоборье спокойнее, потому что знаю, что у меня уже есть медаль. Думаю, она меня вдохновит, и я буду соревноваться еще лучше».
19-летний Нагорный в 2014 году завоевал три золотых, серебряную и бронзовую награды на Юношеских олимпийских играх, в 2015-м стал чемпионом Европы, в 2016-м – двукратным победителем ЧЕ. В прошлом году Никита сенсационно выиграл опорный прыжок, а в понедельник признался, что все у него в карьере происходит стремительно: еще два года назад не было даже мечты попасть в сборную России.
«Я горжусь нашей командой и сейчас хочу сказать, что нет ничего невозможного, – резюмировал спортсмен. – У нас, правда, очень классный состав. Давид Белявский всегда подсказывает. Да и с остальными ребятами отношения складываются хорошо. В этом плане никаких проблем никогда не было. Я вообще быстро знакомлюсь, задаю вопросы – что можно, что нельзя в плане тренировок. Сейчас понимаю, что для меня это не просто команда, а семья, с которой мы вместе прошли через многое. Это как войну пройти. Мы в первую очередь ехали сюда, чтобы занять призовое место в командном первенстве. Те, кто поддерживал нас, те, кто следит за гимнастикой, догадывались, что мы покажем себя на этих соревнованиях. Нашей задачей было не думать ни о чем, а сделать то, что мы готовили последние четыре года. Мы вышли и сделали свое, а судьи уже нас оценили. И это было, наверное, почти невозможно, ведь долгих 16 лет у сборной России не было медалей в командном первенстве».
Аблязин – двукратный призер ОИ-2012. Его программы отличаются повышенной сложностью, а ничто неординарное, как известно, так просто не дается. Но Денис, надо отдать ему должное, всегда очень радовался успехам команды, и сейчас признается, что, несмотря на «серебро» Лондона за опорный прыжок, нынешняя медаль – самая ценная в его коллекции.
«Вы сами видели: сегодня была другая команда по сравнению с Лондоном, – отметил Аблязин. – Мы все прибавили и в исполнении, и в качестве, и в базе. В гимнастике нет конкурентов и фаворитов – это в игровых видах спорта одна команда может быть явно сильнее другой. Мы показали такой результат за счет того, что каждый сделал свою программу как надо. Нельзя сказать, что никто не подвел – нет, мелкие помарки все же были. Но мы справились с собой, сделали то, что не получилось четыре года назад. Я сегодня очень хотел выступать, хотел ехать в зал как можно быстрее. Не было никакого страха, сомнений, что могу подвести команду».
Самый старший из нашей пятерки, 27-летний Николай Куксенков, до 2012 года выступал за сборную Украины, в составе которой завоевал две «бронзы» ЧЕ (2009, 2011), а также «золото» и «серебро» Универсиады-2011. В сборной России он стал чемпионом Европейских игр, двукратным победителем ЧЕ (2014, 2016) и трехкратным – Универсиады-2013. В марте нынешнего года Куксенков был одним из тех, кому Всемирное антидопинговое агентство (WADA) потрепало нервы по делу о применении мельдония. Но все обвинения с Куксенкова в итоге были сняты.
«Не хочу говорить, что никто не проходил такой путь, но у меня он получился одним из самых тяжелых, – признался гимнаст. – Кто-то выигрывает медаль в 18-20 лет, а кто-то в 27, как я, и вынужден пройти все эти сложнейшие испытания. Но главное, что я все прошел, смог найти силы остаться в гимнастике после того же мельдония, хотя все знают, что я не виноват. Я всегда говорил, что справедливость есть, и нам воздастся. Официально тема с мельдонием была закрыта недавно, и пока я готовился, не знал, если честно, буду ли выступать на Олимпиаде. Такая нервотрепка была. Плюс все эти отстранения российской сборной… Но мы надеялись на позитивный исход».
19-летний Иван Стретович отобрался в олимпийскую команду через Кубок России, где завоевал «золото» на перекладине и брусьях. В 2012 году он стал серебряным призером юношеского ЧЕ, в 2013-м завоевал «золото», «серебро» и две «бронзы» Европейского юношеского олимпийского фестиваля. Но в олимпийском составе Иван сначала был запасным. Лишь за несколько дней до старта, уже в Рио тренерский штаб решил поставить его в «основу» вместо более опытного Никиты Игнатьева. Журналисты замучили его вопросами по поводу неожиданности такой замены, но Иван держался абсолютно невозмутимым – так, словно ОИ были не первыми в его жизни, а как минимум третьими.
«Нет никакой досады, что не выиграли «золото», – Стретович был лаконичен. – Мы шли к этому очень давно. Работали. Готовились к любой медали. Для нас даже «бронза» – это было бы шикарно».