Напомним, что глава Минприроды России Сергей Донской в феврале представил в ООН обновленную заявку на расширение континентального шельфа страны в Северном Ледовитом океане. Речь идет об участке морского дна за границами 200-мильной зоны в пределах всего российского полярного сектора с включением зоны Северного полюса.
Леопольд Лобковский со своей стороны отметил, что «предстоит первое подробное обсуждение заявки России». Он также добавил, что «после этой сессии, думаю, мы увидим вектор основных вопросов, которые будут дальше на подкомиссии обсуждаться». По словам специалиста, «обычный режим рассмотрения заявки подкомиссией – два раза в год, сколько таких сессий будет, никто не знает».
В подкомиссию ООН входят семь человек, которые избираются из представителей разных стран. На защиту российской заявки приедет делегация во главе с руководителем Федерального агентства по недропользованию Евгением Киселевым. В нее также войдут представители Минприроды, МИД, Минобороны, Российской академии наук. Также на сессию, как ожидается, приедет глава Минприроды Сергей Донской.
Напомним. что Россия с 2001 года претендует на богатый углеводородами участок шельфа, включающий хребет Ломоносова и поднятие Менделеева, однако ее заявка в начале XXI века была отклонена в связи с недостатком информации. Новые экспедиции на Северный полюс, сейсмические и геолого-геофизические исследования в Северном Ледовитом океане по изучению геологической природы поднятия Менделеева и хребта Ломоносова, а также батиметрическая съемка заняли более десяти лет.
«Шансы на то, что российская заявка будет принята, весьма неоднозначны. В 2014 году Россия сумела отстоять свои права на часть шельфа Охотского моря, но это было еще до введения санкций. Кроме того, речь шла о зоне размером в 50 тыс. кв. км. Сейчас же Россия претендует на территорию, занимающую в 24 раза большую площадь. Также следует помнить, что у Москвы не было конкурентов в борьбе за тихоокеанский шельф. Сейчас же ей придется конкурировать не только с Норвегией и Данией, но еще и Канадой и США. Причем каждая из этих стран присоединилась к санкциям против России», – сказал «НИ» управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков.
Положение усугубляет то, что Соединенные Штаты так и не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву: это позволяет Вашингтону игнорировать любое решение, принятое по заявке России. Наконец, следует помнить о том, что все заинтересованные стороны в 2008 году приняли Илулиссатскую декларацию, в соответствии с которой в случае конфликта интересов при подаче заявок в Комиссию по границам континентального шельфа все споры должны решаться в духе компромиссов и на основе двусторонних переговоров. Таким образом, помимо подтверждения своих притязаний на Арктику в рамках ООН, Кремлю придется параллельно добиваться уступок со стороны своих конкурентов на богатства шельфа.
При этом рассуждать о материальных возможностях освоения новой части арктического шельфа пока еще рано: рассмотрение заявки России займет от трех до пяти лет, и к моменту принятия решения подкомиссии ООН по этому вопросу, вероятнее всего, экономический кризис уйдет в прошлое, а цены на нефть начнут расти.
«Однако даже в этих условиях освоение месторождений, расположенных на оспариваемой территории, не будет проходить интенсивно: в местных условиях доходность добычи «черного золота» обеспечивается лишь при условии подъема его стоимости до 100–120 долларов за баррель», – отметил г-н Кириков.
Эксперты полагают, что пока ни о каком освоении дополнительных шельфовых территорий, на которые претендует Россия, речи не идет. «Процесс рассмотрения заявки может растянуться на много лет. Затем, после утверждения какого-либо решения, будет необходимо провести исследовательские работы, разведку и прочее. То есть в ближайшие годы арктический шельф ни при каких условиях не станет новой площадкой по добыче полезных ископаемых. Пока это больше выглядит как стратегический запас на длительную перспективу», – сказал «НИ» первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.