«Болгария и Россия договорились создать рабочие группы по восстановлению российских энергетических проектов, включая строительство газопровода «Южный поток», – цитирует болгарского премьера агентство Bloomberg. Среди других проектов, судьбу которых обсудят рабочие группы, – строительство АЭС «Белене», приостановленное в 2009 году.
Напомним, что в минувшую пятницу, 5 августа, президент России Владимир Путин провел телефонные переговоры с премьером Болгарии. Политики обсудили двустороннее сотрудничество, сделав акцент на реализации совместных проектов в сфере энергетики. Вероятно, продолжением этого разговора и стало нынешнее заявление Бойко Борисова.
Между тем Россия в декабре 2014 года объявила об отказе от «Южного потока», который должен был пройти по территории Болгарии, Сербии и Венгрии, в пользу нового газопровода в сторону Турции («Турецкий поток»). Однако и этот проект был заморожен на фоне охлаждения политических отношений Москвы и Анкары. Причиной отказа от «Южного потока» стала позиция Евросоюза: согласно Третьему энергопакету, одной и той же компании запрещено совмещать производство и транспортировку газа.
Кстати, информация о том, что «Южный поток» может быть возрожден, уже появлялась в начале этого года. Однако позже эта информация была опровергнута как в Москве, так и в Софии. В феврале постпред России при ЕС Владимир Чижов допустил, что в перспективе страны Евросоюза будут заинтересованы в возобновлении данного проекта.
Независмые эксперты по-разному оценивают перспективы «Южного потока». Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает данный проект крупной неудачей «Газпрома»: «Вложили в «Южный поток» миллиарды, построили на российской территории трубы, компрессорные станции, которые, как оказалось, никому не нужны. Потери здесь составили где-то 17 млрд. долларов».
А вот аналитик Андрей Полищук из Райффайзенбанка полагает, что и Москве, и Софии строительство «Южного потока» было бы выгодно. Российский «Газпром» получил бы снижение транзитных рисков и расширение объемов экспорта газа в страны Южной и Восточной Европы, а болгарская сторона заинтересована в гарантированных транзитных доходах. «Тем более, в подобных договорах обычно прописано условие «поставляй или плати», так что «Газпром» будет перечислять оплату за определенный объем транзита даже при недостатке или отсутствии поставок», – пояснил эксперт.