Posted 8 августа 2016, 11:58
Published 8 августа 2016, 11:58
Modified 8 марта, 02:51
Updated 8 марта, 02:51
Допрашивать их в Лондоне планирует конкурсный управляющий компании Кирилл Ноготков. Ранее английский суд признал законность банкротства «Дальней степи» и полномочия Ноготкова. Теперь конкурсный управляющий намерен добиться возврата активов на сумму более 3 млрд. рублей, выведенных из компании перед ее банкротством.
Ноготков намерен получить объяснения по «двум крупным и сомнительным операциям» компании, в частности, по сделкам, которые проходили через английский банк HSBC в 2004–2005 годах. Первая из них связана с выплатой дивидендов кипрской компании Cerasus Investments Ltd и ООО «Оазис М» на сумму более 2,6 млрд. рублей, вторая – с перечислением 650 млн. рублей в Объединенный банк малого бизнеса и расположенный в Дальневосточный региональный банк, у которых были отозваны лицензии в 2008 и 2009 годах соответственно в связи с нарушениями закона о противодействии отмыванию доходов.
Эти же сделки фигурируют в материалах уголовного расследования по делу о преднамеренном банкротстве «Дальней степи». Как считает следствие, план преднамеренного доведения ООО до банкротства разработал Уильям Браудер, так как опасался признания судом Калмыкии факта неуплаты налогов. Предполагается, что план включал в себя вывод с баланса ООО его основного актива – акций «Газпрома», а также денежных средств, в том числе под видом выплат дивидендов, и, наконец, сокрытие этих действий с помощью подконтрольного управляющего.
«Официальная прибыль компании во время рекордных выплат дивидендов составляла менее 1,4 млрд. рублей, что исключает саму возможность выплаты подобных дивидендов», – сказал г-н Ноготков «Коммерсанту», комментируя свой интерес к этим сделкам.
Компания «Дальняя степь» была зарегистрирована в 1998 году в Элисте и принадлежала инвестиционному фонду Уильяма Браудера Hermitage Capital. По версии российского следствия, Браудер через ООО скупал акции «Газпрома», таким образом обходя запрет на скупку ценных бумаг иностранными компаниями и фондами.
При этом сам фонд Hermitage Capital был известен активностью по защите прав миноритарных акционеров российский компаний, часто выявлял и предавал гласности случаи коррупции в них.
«Ты должен стать акционером с активной гражданской позицией, если ты не хочешь, чтобы тебя дочиста обокрали», – так комментировал г-н Браудер действия своего фонда в интервью New York Times в 2008 году.
В 2004 году МВД Калмыкии завел уголовное дело против «Дальней степи» в связи с неуплатой налога на прибыль, а в 2013 году Тверской суд заочно признал Браудера виновным за неуплату налогов и осудил на девять лет колонии общего режима.
В 2005 году экс-директору «Дальней степи» был запрещен въезд в Россию. Разработчиком схемы уклонения от налогов, по версии правоохранителей, являлся аудитор и бухгалтер фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский, скончавшийся в СИЗО.
Факт смерти Магнитского в 2009 году и дело Hermitage Capital благодаря действиям Уильяма Браудера были рассмотрены в Хельсинской комиссией Сената и Конгресса США и получили широкий политический резонанс.
В апреле 2010 года сенатор США Бен Кардин составил список из 60 чиновник МВД России, причастных к коррупционным скандалам и смерти аудитора, так называемый «Список Магнитского», а в 2012 году президент США подписал закон, который вводит санкции в отношении лиц из списка.
К слову, после 2009 года Уильям Браудер каждый год на Давосском экономическом форуме приходит на выступление крупнейшего российского госчиновника, приехавшего на форум, и задает вопросы об убийстве Магнитского.