Posted 5 августа 2016, 11:33

Published 5 августа 2016, 11:33

Modified 8 марта, 02:53

Updated 8 марта, 02:53

Завкафедрой инфекционных болезней РУДН Галина Кожевникова

5 августа 2016, 11:33
С сегодняшнего дня начали выписывать первых пациентов, госпитализированных ранее из-за вспышки сибирской язвы в Ямало-Ненецком автономном округе. Заболевание уже унесло жизнь 12-летнего ребенка и вызвало падеж более чем двух тысяч северных оленей. Всего были госпитализировано 96 человек, диагноз подтвердился у 23 жител

– Вчера Сибирский региональный центр МЧС России заявил, что риск заражения сибирской язвой существует по всей России. Насколько ее стоит опасаться?

– Теоретически сибирская язва может быть распространена на любой территории от севера до юга, в Америке, в Европе и так далее. Это такой возбудитель, которому не нужны какие-то особенные условия. Однако тут нужно понимать два момента. Во-первых, происходит занос. Это значит, что если не будет болезни среди животных, то человек тоже не заразится. Во-вторых, распространение инфекции возможно тогда, когда где-то что-то недоглядели, не выполнили какие-то обычные требования. В ситуации, которая произошла на Ямале, слишком поздно стало известно о первых десятках случаев падежа оленей. При единичных случаях болезнь очень быстро локализуется.

Но даже сейчас не стоит говорить об эпидемии, это просто локальная вспышка сибирской язвы. Всем известно, как с ней справиться, и необходимые мероприятия уже проводятся. Да, в МЧС сказали, что взяли ситуацию под усиленный контроль, но она, на самом деле, всегда под контролем, просто расширяется круг мероприятий, принимаются дополнительные меры. Сибирская язва – серьезное заболевание, но не относится к группе особо опасных.

– Соответственно, вряд ли сибирская язва сейчас перейдет в другие регионы страны?

– Совершенно точно, что никуда дальше она не пойдет. Сейчас еще проверят животных в соседних регионах, проведут более тщательный ветеринарный контроль. Может, найдут одного или двух больных из животных, но распространения эпидемии не произойдет.

– А вообще, что собой представляет сибирская язва?

– Эта болезнь не передается от человека к человеку, все происходит только при контакте с животным – люди либо ухаживают за больным животным, либо обрабатывают его мясо, мех. Также заражение возможно при употреблении в пищу недостаточно термически обработанного мяса, особенно сырого. В 90–95% случаев человек получает поражение кожи, не зря болезнь называется «язвой». Бывают и редкие формы, когда поражаются уже все органы. Здесь, конечно, возможен летальный исход. Лечится болезнь хорошо антибиотиками широкого спектра, пенициллинового ряда. Если болезнь заподозрили и начали сразу лечить, то проблем не будет.

– Местные власти заявляют, что причиной вспышки сибирской язвы стала аномальная для Крайнего Севера жара, когда температуры достигали плюс 35 градусов. Поэтому споры сибирской язвы могли оттаять. Вы согласны с этой версией?

– Я бы хотела пояснить, что значит «оттаяли». Споры сибирской язвы очень долго живут в земле, десятилетиями. Поэтому люди контролируют места могильников, не пасут там скот и ничего не производят. Скорее всего, находясь долго в земле, споры оттаяли, и произошло заражение травы. А потом эту траву съели олени. Это наиболее вероятная версия. Спор много не надо, достаточно, чтобы заболело одно-два животных. Среди них болезнь передается быстро.

– В «Гринпис России» заявили, что вспышка сибирской язвы связана с изменениями климата. Там отметили, что продолжающееся потепление может активировать тысячи опасных вирусов, которые ранее были «законсервированы» в вечной мерзлоте. Вы согласны с этими утверждениями?

– Не исключаю, что они верны. Вообще, изменения климата влияют на эпидпроцессы и появление каких-то болезней. Все знают, что в этом году было с клещами в Москве. Их было очень много в конце апреля – начале мая. Это было связано именно с погодными условиями. Осень была теплая до этого, весной комфортная для паразитов погода, вот их и стало больше, чем обычно. То же самое можно сказать о малярии. Изменится климат, будет длительный теплый и влажный период, тогда комары, которые передают малярию, смогут проникнуть на территории, где раньше никогда и не появлялись. Поэтому можно безусловно говорить, что глобальные изменения климата влияют на распространение инфекций. Болезни переходят на нетипичную для них территорию. Хотя для того, чтобы это утверждать точно, нужны исследования.

– А можно ли в России на время вспышки болезни есть продукцию животного происхождения, в том числе оленину? Насколько это безопасно?

– Можно. Контроль осуществляется очень хороший. Вспышки болезней, которые не передаются от человека к человеку, которые хорошо локализуются, всегда связаны с каким-либо нарушением известных правил. Обычно в таких случаях, как на Ямале, принимают очень жесткие меры, во многом даже излишние. Я сомневаюсь, что опасная продукция может дойти до потребителя, до рынка.

Подпишитесь