Как ранее сообщали «НИ», Евросоюз опубликовал решение о введении на пять лет антидемпинговых пошлин на холоднокатаную сталь из России и Китая. Для «Северстали» пошлина составила 34%, для Магнитогорского металлургического комбината (ММК) – 18,7%, для НЛМК и прочих российских компаний – 36,1%. Представители НЛМК, ММК и «Северстали» заявили 5 августа РИА Новости, что намерены оспорить это решение.
«Будем решать это. Есть широкий набор действий, в том числе не исключаю и возможность обращения в орган по разрешению споров ВТО для проведения соответствующего расследования. Могут быть и другие меры», – сказал сегодня Улюкаев, отвечая на вопрос о том, каковы могут быть дальнейшие действия России. «Мы считаем, что сама по себе процедура демпингового расследования была проведена неадекватно, с нарушением прав российских экспортеров. Обычная практика – это когда экспортер, в отношении которого ведется расследование, имеет возможность предъявить свои аргументы, все доказательства того, что он действует в соответствии с правилами. К сожалению, аргументы российские не были даже рассмотрены», – заметил министр.
Он также заявил, что эксперты ЕС, которые приезжали в Россию, отвергали любую возможность понять и выслушать аргументацию российских компаний. «Поэтому мы считаем, что это было неверно. Я направлял соответствующее письмо моей коллеге – еврокомиссару по торговле госпоже Мальмстрём, но, к сожалению, позитивного ответа не получил», – добавил Улюкаев.
Однако независмые эксперты не верят в эффективную защиту со стороны ВТО. «Всемирная торговая организация уже давно показала свою беспомощность в деле защиты принципов свободной торговли. К примеру, Эквадору понадобилось 15 лет, чтобы разрешить торговый спор с ЕС по бананам через механизмы ВТО. Что уж говорить о таком важном вопросе, как экспорт российского металла. Спор идет на миллионы долларов, ЕС ввело 37 защитных мер в отношении российских импортеров, инициировало 12 антидемпинговых расследований. Единственный способ добиться чего-либо в этой ситуации – ответные протекционистские меры в отношении европейских компаний и корпораций», – сказал «НИ» аналитик «Калита-Финанс» Алексей Вязовский.
«Процедура урегулирования споров через механизмы ВТО, безусловно, поможет России более детально довести до европейских партнеров позицию по спорным вопросам, так как первой и основной стадией рассмотрения споров являются именно переговоры и взаимные консультации сторон. Вместе с тем надо понимать, что ВТО не имеет правовой возможности принудить ЕС к выполнению своих рекомендаций или ввести какие-либо санкции. Меры воздействия в конечном итоге все равно сводятся к контрсанкциям со стороны страны, обратившейся с жалобой, то есть России», – высказал свое мнение «НИ» адвокат Московской коллегии адвокатов «Арбат» Дмитрий Фирсов.