Posted 3 августа 2016, 17:19
Published 3 августа 2016, 17:19
Modified 8 марта, 02:54
Updated 8 марта, 02:54
В российском здравоохранении происходит кадровая катастрофа. Активнее всего говорят о ней те, кто непосредственно спасает жизни людей. Анастезиолог-реаниматолог Михаил Николаев, в частности, рассказывает, как увеличился за последнее время период ожидания бригады после вызова «скорой» в Волгограде, где он живет и работает. «Теперь дали вызов в Красноармейский. Лететь туда на всех парах 30 минут не меньше. Повод очень серьезный. «Умирает ребенок, 2 месяца». Только бы успеть...», - написал недавно Михаил Николаев в своем блоге. По его словам, то, что он активно предает огласке проблемы здравоохранения, помогает постепенно решать проблемы. «Благодаря тому, что информация о ситуации с реанимационными бригадами ушла в народ, руководство решило пойти на диалог», - рассказал «НИ» медик.
«То, что выездные бригады не укомплектованы медперсоналом по всей стране от 30% до 50% - это факт. Я не знаю ни одного региона, где большая часть бригад была бы укомплектована полностью», - рассказал «НИ» оргсекретарь независимого профсоюза медработников «Действие» Андрей Коновал.
В частности, в Ижевске, где живет г-н Коновал, в 2015 году было 11 специализированных бригад. «С января 2016 года осталась одна. Это сделали потому, что в 10 бригадах было недостаточно медработников, а значит, официально существовало несоответствие. Поэтому их формально перевели в статус общепрофильных, но посылают на те же специализированные вызовы», Он полагает, что большая часть бригад не укомплектована сознательно, поскольку в службах «скорой» не хватает денег для выплаты положенной зарплаты.
То же самое касается поликлиник. «Администрация просто не ищет замены на освободившееся место, экономя деньги, - отмечает активист. - Люди уходят из-за низких зарплат, перегрузок, самодурства администрации, а потом им еще и замену не ищут».
У профсоюза «Действие» есть сайт, где на условиях анонимности любой медработник может оставить данные о своей зарплате. Согласно собранным данным, в час работник сферы здравоохранения получает всего 100 рублей. «На сайт, конечно, пишут наиболее обиженные. Поэтому эти данные не могут претендовать на стопроцентную репрезентативность. Однако общую тенденцию для наиболее массовых профессий медработников они отражают. Многие медики уходят в платную медицину, а не из профессии – еще одна причина дефицита кадров в бюджетном здравоохранении», - говорит Андрей Коновал.
Массовый уход медиков ощущают на себе все больше россиян. Это следует из данных фонда независимого мониторинга «Здоровье», опубликованных в конце июля. Так, из шести тысяч респондентов по всей стране 70% назвали доступность консультаций по программе ОМС низкой, и 52% связали это именно с дефицитом медиков (еще 31% винит во всем плохую организацию работы бюджетных медучреждений). Нехватка медиков также лидирует в списке проблем здравоохранения, которые вызывают недовольство у российских пациентов.
С тем, что увольняется все больше медработников, согласен и профессор Московской медицинской академии имени Сеченова, академик РАМН Павел Воробьев. «Я тут получил данные из Израиля. Там в клинике на 500 коек работает 500 врачей и 2000 медсестер. То есть, на одного больного приходится один врач и четыре медсестры. Время пребывания пациента на койке в такой клинике – максимум 3-5 дней, поскольку его активно лечат. В России стандартное соотношение - на 40 коек 3 врача, включая заведующего отделением, ну и может десяток медсестер», - рассказал «НИ» профессор Воробьев.
Однако он считает, что проблема не только в дефиците кадров. «У нас настолько отвратительно организована медпомощь, что мы не можем лечить тем количеством персонала, которое у нас есть. А в какой-то момент эти перегрузки, бесконечные дежурства при низкой зарплате, приводят к тому, что народ начинает просто бежать из профессии. И если врача еще держат какие-то моральные принципы, то медсестер-то что держит? Зарплата в 5-7 тыс. рублей?», - поясняет эксперт.
Он не удивлен, что дефицит кадров ощущается и в бригадах скорой помощи: «Врачей и фельдшеров «скорой» бьют, режут и убивают, и это происходит почти каждую неделю. А им это зачем за такие деньги?».
Павел Воробьев поясняет, что дефицит ощущается среди различных категорий медработников, а не только среди медсестер и санитарок, о которых говорят сейчас в связи с данным Росстата: «Врачи-специалисты из амбулаторного звена уже давно все разбежались. Остаются фанаты своего дела, приезжие, люди, которым некуда идти».
А сокращение числа санитарок связано также с тем, что некоторые больницы начали снимать данную должность и нанимать клининговые компании для уборки. «Эти приглашенные уборщики только моют полы и стены. Естественно, они не занимаются уходом за больным, что входит в обязанности санитарки как элемент медицинской деятельности. Соответственно, уход ложится на плечи медсестер, а когда у тех не хватает рук – на плечи врачей. Это одна из причин, почему медсестры бегут», - заключил Павел Воробьев.
Напомним, ранее Росстат опубликовал сведения об оплате труда работников социальной сферы и науки. Из них следует, что численность среднего и младшего медицинского персонала к началу 2016 года сократилась на 66 тысяч по сравнению с тем же периодом 2015 года. В частности, количество санитарок и нянечек снизилось на 8%.