Posted 1 августа 2016, 16:23
Published 1 августа 2016, 16:23
Modified 8 марта, 02:09
Updated 8 марта, 02:09
– Юрий Алексеевич, сегодня Gazeta.ru сообщила, что могут быть уволены тысячи ученых и научных сотрудников. Насколько сильно это может повлиять на науку в стране?
– Потери будут заметны только для людей, которых волнует то, что происходит. А для социума, который согласен с властью, все пройдет незаметно. К сожалению, на мой взгляд, наука и образование уже ушли из страны. Мы проехали точку невозврата. Поэтому если увольнения произойдут, я не удивлюсь.
– Почему вы считаете, что уже пройдена точка невозврата?
– Пока я вижу, что ученые не нужны стране. На совещании у президента, когда речь шла еще о майских указах, было обещано очень много, но ничего не было сделано. В стране не тратят деньги на академическую, фундаментальную, прикладную науку. У нас находят средства на то, чтобы строить ненужный мост на Дальнем Востоке, проводить чемпионат мира по футболу...
Расходы на академическую науку падали даже тогда, когда у нас в стране было все более-менее хорошо, а о кризисе даже не думали. Академик Владимир Фортов, еще когда избирался президентом в РАН, показывал графики, иллюстрировавшие, что на науку тратят все меньше и меньше средств из года в год.
– Получается, недостаток финансовых вливаний уже отразился на науке?
– Конечно. Я могу судить по своей отрасли. Я заведую кафедрой аэродинамики в Московском авиационном институте. К сожалению, наши выпускники имеют большие проблемы с трудоустройством, поскольку авиационной промышленности в стране практически не осталось. Состояние науки также хорошо отражает ситуация с РАН.
Я считаю, что фундаментальную науку погубили, когда провели реформу Академии. ФАНО (Федеральное агентство научных организаций. – «НИ») изначально создавали, чтобы забрать у Академии все хозяйственные заботы. Теперь же эти «эффективные менеджеры» решают, какие направления в научных институтах РАН надо поддерживать, а какие нет. То есть, кому давать деньги на исследования, а кому – нет. Я считаю, что погубили Академию. И нет ничего удивительного, когда хорошие ученые уезжают из страны, чтобы иметь возможность работать...