Posted 28 июля 2016, 13:57

Published 28 июля 2016, 13:57

Modified 8 марта, 02:59

Updated 8 марта, 02:59

Секретная гонка вооружений

28 июля 2016, 13:57
Военные расходы России в 2015 году увеличились на 48% и составили 2,9 трлн. рублей, Такие данные следуют из отчета России в Управление ООН по вопросам разоружения (UNODA) о военных расходах страны. При этом все большая часть военных ассигнований засекречивается, в то время, как военные эксперты считают именно отсутстви

Из документа UNODA следует, что больше всего Россия в прошлом году потратила на военно – морской флот (ВМФ) – более 700 млрд. рублей. Содержание воинского состава армии обошелся бюджету в 221 млрд. рублей, расходы на авиацию – 86 млрд. рублей. Траты государства на военно-воздушные силы (ВВС) выросли на 66% и превысили 660 млрд. Примечательно, что почти треть всех военных ассигнований – около 1 трлн. рублей попала в засекреченную статью расхода «другое».

Система стандартизированной отчетности ООН о военных расходах была введена в 1980 году в целях повышения прозрачности в военных отношениях. Отчетность добровольная, но правительство России в 1994 году приняло постановление о ежегодном представлении этих данных в ООН. В базе данных ООН доступны соответствующие отчеты РФ с 2002 года.

Известно, что в последние два года Россия не раскрывает в ООН затраты на военные НИОКР, хотя в федеральном бюджете отражаются расходы на «Прикладные научные исследования в области национальной обороны». Расходы по этой статье в последние годы растут опережающими темпами: в 2015 году они увеличились на 30% относительно предыдущего года – до 318,5 млрд. рублей (0,4% ВВП). При этом засекреченных статей в оборонном бюджете становится все больше.

«Если смотреть в целом на оборонный бюджет на 2016 год, то увеличены траты по секретной статье «Другие расходы» – на 185 млрд. рублей. Из этой «кубышки» обычно берутся деньги на проведение различных «гуманитарных операций», ведутся перспективные разработки войн будущего, возможно, ведение военной кампании в Сирии. В целом расходы по этой статье выросли на 53%», – сказал «НИ» заведующий лабораторией военной экономики Института Гайдара Василий Зацепин. При этом, как добавил эксперт, оборонный бюджет становится все менее прозрачным. Засекречено в 2016 году уже 71% статей по разделу «Другие расходы» против 56% в прошлом.

В беседе с «НИ» первый вице-президент Российского союза инженеров, руководитель экспертной группы по предконтрактномуаудиту цен при производстве продукции по государственному оборонному заказу Иван Андриевский объяснил необходимость усиленного финансирования армии тем, что российское руководство в последние годы озабочено обеспечением внутренней и внешней безопасности в связи с ростом геополитической напряженности.

«Сирия – это одна из статей расходов, есть и другие. Например, рост военных расходов США в Европе в 4 раза. Россия принимает «симметричные» ответные шаги. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что военный бюджет США в 2015 году упал на 47 млрд, до 577 млрд. долларов. Еще одна важная причина роста – хроническое недофинансирование российской армии на протяжении многих лет, сейчас правительство продолжает наверстывать упущенное», – сообщил эксперт.

Однако учитывая серию коррупционных скандалов, необоснованное завышение цен оборонщиками при изготовлении военной продукции (что становилось неоднократно предметом публичных разбирательств в Кремле), отсутствие независимой экспертизы в области военного строительства, дальнейшее засекречивание военного бюджета приведет лишь к тому, что огромные средства будут тратиться все менее эффективно. И это при том, что экономика страны находится в застое, а бюджетные доходы падают из-за низких нефтяных цен.

«Наша беда – многотипность создаваемых вооружений. Здесь мы сильно отличаемся от США. Американцы, имея 900 млрд. долларов на программу модернизации, делают по одной статегической системе – то есть, одну морскую, одну воздушную, одну наземную . Мы же, имея на порядок меньше ассигнования на стратегические вооружения чем они, одновременно разрабатываем, развертываем, испытываем сразу семь ракетных систем, и два типа крылатых ракет», – сказал «НИ» директор Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов.

По мнению эксперта это говорит о том, что у нас не отработан механизм анализа и выбора систем оружия. В результате военные корпорации, объединения и ведомства продавливают свои интересы через политическое руководство, которое не имеет своего профессионального аппарата, который мог бы «отсечь лишнее». Поэтому, как утверждает г-н Арбатов, колоссальные деньги, выделяемые на оборонные нужды, тратятся крайне нерационально.

Подпишитесь