Глава министерства экономики Турции Нихат Зейбекчи попросил разрешить импорт в Россию турецких продуктов, которые находятся под продовольственным эмбарго. Об этом стало известно во вторник, 26 июля, по итогам перговоров в Москве между турецким министром и его российскоми коллегой, главой Минэконмразвития Алексеем Улюкаевым.
Последний, со своей стороны, заявил о том, что ограничения на поставки сельхозпродукции из Турции должны сниматься поэтапно. Глава МЭР пояснил, что у Москвы и Анкары есть взаимные вопросы друг к другу, и они должны решаться в двустороннем порядке.
«Договоренность о том, что это процесс поэтапный и процесс паритетный, есть, потому что, я должен сказать, наверное, не только у турецких коллег есть вопросы к нам по доступу сельхозпродукции на наши рынки, но и у нас тоже есть вопросы к турецким коллегам по доступу нашей продукции. Прежде всего это касается мяса птицы, молочных товаров», – цитирует российского министра RNS.
В целом же, по мнению г-на Улюкаева, российско-турецкий торговый оборот будет расти, но до достижения прежних объемов пока еще далеко. «За пять месяцев мы имеем 6 млрд. долларов, поэтому говорить о том, что он возобновится до тех цифр, которые были, очень сложно. Конечно, он будет расти, но пока трудно представить темпы роста», – сказал министр.
По данным Федеральной таможенной службы, в январе–мае 2016 года российско-турецкий товарооборот снизился на 42,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 6,1 млрд. долларов, в том числе экспорт – 5,3 млрд. долларов (снижение на 40,4%), импорт – 754,1 млн. долларов (минус 55,8%).
Согласно постановлению правительства РФ, с 1 января 2016 года в Россию запрещены поставки следующих турецких товаров: тушки и субпродукты кур и индеек, свежие гвоздики, свежие томаты, лук, капуста, огурцы, апельсины и мандарины, виноград, яблоки, груши, абрикосы и персики, сливы, клубника, а также соль. Антитурецкие санкции были введены против 17 субпозиций таможенной товарной номенклатуры.
Напомним, что до введения эмбарго общая доля Турции по всему спектру санкционных продуктов на российском рынке составляла свыше 16%. По данным Института аграрного маркетинга, турецкие томаты составляли около 40% импорта, цитрусовые – 21%, косточковые – 20%, лук – 16%. По продажам в РФ огурцов лидировал Иран; Турция занимала второе место.
Директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина ранее в беседе с «НИ» отметила, что последствия антитурецкого эмбарго для российского продовольственного рынка оказались не столь катастрофичны, как это виделось в момент, когда они только вводились. «У российских ритейлеров было время, чтобы заключить контракты с другими поставщиками, чем они и воспользовались. Так что никакого дефицита на рынке продуктов не возникло», – констатировала эксперт.
По ее словам, восполнить отсутствие на рынке турецких томатов смогли Азербайджан, Израиль, Китай, Марокко. «А если говорить о плодоовощной продукции в целом, надо прибавить к этой группе Египет, Южную Африку и другие страны, на которые наше эмбарго не распространяются. Другое дело, что Турция к нам территориально ближе, отсюда и был больший объем поставок – за счет более простой логистики», – отметила собеседница «НИ».