Posted 25 июля 2016, 14:11

Published 25 июля 2016, 14:11

Modified 8 марта, 03:00

Updated 8 марта, 03:00

Предмет разногласий

25 июля 2016, 14:11
В школах страны могут ввести преподавание «Основ православной культуры» (ОПК) с 1 по 11 классы, сообщил ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. Он добавляет, что проект программы, который пришел к нему на экспертизу, может не получить поддержки. Эксперты «НИ» к возможному нововведени

Письмо с просьбой провести экспертизу проекта программы по учебному предмету «Православная культура» («Основы православной культуры») пришло в Московский городской педагогический университет 21 июля. Оно направлено президентом Российской академии образования Людмилой Вербицкой от федерального учебно-методического объединения по общему образованию. «Прошу в срок до 22 августа подготовить экспертное заключение», – сказано в письме, скан которого ректор МГПУ выложил в Твиттере.

«Предлагается уделять данному предмету 1–2 часа в неделю с 1 по 11 класс. Мне кажется, это просто частная инициатива, которая не имеет системной поддержки», – сказал Игорь Реморенко. Ректор МГПУ добавил, что пока предложение находится на экспертизе учебно-методического объединения.

Предмет «Основы православной культуры» (ОПК) официально преподается в четвертом классе российских школ с 1 сентября 2012 года. Он является одним из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Вместо ОПК ученики могут выбрать один из других предлагаемых модулей: «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» или «Основы светской этики». До 2012 года курс преподавался в качестве эксперимента в ряде школ страны в 2009–2011 годах.

Заметим, что в МГПУ на экспертизу пришел только проект программы «Основ православной культуры». Не известно, существует ли программа для других модулей и планируется ли в будущем давать школьникам такой же выбор, который существует сейчас.

«Мне кажется, надо посмотреть еще какое-то количество лет на то, как будет реализовываться существующая программа по ОРКСЭ. Бывает, что новые предметы остаются в программе, например, так случилось с информатикой. А бывает, их преподавание оказывается ненужным, как это было с «Этикой и психологией семейной жизни». Поэтому вначале надо понять, насколько ОРКСЭ работает или нет, а уже потом думать о расширении курса. Тем более расширять, скорее всего, придется за счет других предметов», – заметил Игорь Реморенко.

Не считает целесообразным введение «Основ православной культуры» с 1 по 11 класс и академик РАО, заслуженный учитель РФ, директор московской школы №109, сопредседатель общественного совета при Минобрнауки РФ Евгений Ямбург. «Даже по четвертому классу, в котором преподают ОРКСЭ, видно, что у нас нет ни хороших кадров, ни нормальных программ. Насильственное внедрение подобных предметов может привести к обратному результату. Это тонкий, деликатный вопрос», – заметил эксперт.

Он напомнил, что в наших школах учатся люди разных национальностей и вероисповеданий. «Мы должны искать не то, что разделяет людей, а то, что их объединяет. И в этом смысле школа должна оставаться светской. И никакие такого рода достаточно искусственные и насильственные вещи не решают проблему культуры», – добавил Евгений Ямбург.

«Русская культура неразрывно связана с православием. Без него нельзя изучать ни литературу, ни живопись, ни музыку. Нашим детям пока предлагают понять текст, не зная контекста. Те, кто считают, что данный предмет не нужен, на мой взгляд, желают вырастить неучей. К сожалению, пока наши люди вынуждены заниматься самообразованием и многое узнавать самостоятельно о православной культуре», – сказал «НИ» протоиерей, настоятель храма Мученицы Татианы при МГУ Владимир Вигилянский.

Подпишитесь