Posted 25 июля 2016, 10:19
Published 25 июля 2016, 10:19
Modified 8 марта, 03:00
Updated 8 марта, 03:00
На прошлой неделе при скоплении сотен жителей Твери на улице Володарского, рядом с «Домом поэзии Андрея Дементьева» открылся памятник поэтам-шестидесяткам в исполнении Зураба Церетели. Это событие стало поводом для того, чтобы в город на Верхней Волге съехались не только знаменитые деятели времен «оттепели» (Евгений Евтушенко), но еще представители шоу-бизнеса (Иосиф Кобзон, Юрий Николаев, Екатерина Рождественская) и политического бомонда. Всех их объединило ностальгическое желание вспомнить времена, когда стихи еще что-то значили, а их создатели служили духовным примером новому поколению.
Когда памятник был еще накрыт белым полотнищем, он походил на огромный торт в коробке. И в этот момент в воображении всех, кто знаком с творчеством президента Академии художеств, могли родиться самые противоречивые образы.
У Зураба Церетели уже есть целый цикл скульптурных портретов под названием «Мои современники», где у Высоцкого, например, прямо из плеча вырастают церковные купола. Если собрать всех «современников» вместе, может получиться настоящий кошмар. Однако когда полотнище упало, взору открылось минималистичное, почти по Дональду Джадду, кубовидное творение. Это бронзовый прямоугольник, условно обозначающий книжную полку, на которой друг за другом выстроились разноцветные корешки книг шестидесятников: Андрея Дементьева (рядом с чьим прижизненным музеем и открыли монумент), Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадуллиной, Евгения Евушенко, Булата Окуджавы, Роберта Рождественского, Владимира Высоцкого. Последний помещен в эту линию, скорее всего, из-за большой любви к нему Церетели – к шестидесятникам Высоцкий имеет слишком опосредованное отношение. Каждая «книга» создана в технике эмали, то есть встала на полке на века. Не исключено, что следующие поколения будут обращаться к монументу еще и как к справочному пособию: кого почитать из поэтов ХХ века?
На этот раз церетелиевский памятник послужил поводом для того, чтобы в Тверь приехали почти все, кто сегодня ассоциируется с наследием «оттепели» ХХ века. Иосиф Кобзон пел песни из «Семнадцати мгновений весны», Олег Погудин – «Виноградную косточку», Евтушенко читал строки о величии своего поколения, Максим Аверин выспренне декламировал Вознесенского и Рождественского.
Затем все гости и горожане были приглашены осмотреть выставку Зураба Церетели в «Доме поэзии». И вновь публику встречали эмали – три десятка «картин», переливающихся драгоценными красками. Это было, с одной стороны, возвращение Церетели к декоративным истокам, когда в 1960-е годы он открывал фольклорные и церковные памятники как источники вдохновения, с другой – это новый этап в его сегодняшнем творчестве. На второй план ушли выспренние, официальные заказы – на первом плане оказались мечты о вечной красоте грузинской земли. Впрочем, на очереди еще стоят многометровые Колумб и Христос: один появится в Пуэрто-Рико, о втором ведутся споры и переговоры.