Комитет по политическим технологиям Российской ассоциации по связям с общественностью представилв среду, 13 июля, доклад «Экспертное исследование ресурсов и оценка шансов партий на старте выборов в Госдуму». По прогнозу в Госдуму седьмого созыва со стопроцентной гарантией попадут только три партии – «Единая Россия», ЛДПР и КПРФ.
Почти половина экспертов сомневаются, что барьер сможет преодолеть «Справедливая Россия». Среди возможных претендентов на попадание в нижнюю палату названы «Яблоко» и «Родина». На прохождение планки в 3%, дающей право на госфинансирование, с некоторой долей вероятности, по мнению специалистов, могут рассчитывать «Партия пенсионеров», «Патриоты России», «Партия Роста», «Гражданская платформа», «Коммунисты России» и «Зеленые».
В исследовании, уже вызвавшем резонанс в СМИ, приняли участие 60 политологов. «Новые Известия» поговорили с одним из авторов доклада, членом Европейской ассоциации политконсультантов Валентином Бианки.
– В докладе говорится, что «Единая Россия» обладает самым многочисленным базовым электоратом. Можно ли его как-то описать? Что это за люди?
– Возрастное распределение ближе к среднему, есть смещение в сторону женщин. Но базовые социологические критерии здесь менее важны. Это просто патерналистский электорат, который голосует за власть ради того, чтобы не было хуже.
– Среди «трех китов» успеха ЛДПР вы выделили харизматичность лидера. По вашему мнению, с годами этот ресурс все еще не растрачен?
– Если только по сравнению с 1993 годом. А так харизма вполне себе присутствует и работает. Более того, в последний год, когда власть начала «подтормаживать» в имперской риторике, оставшийся в этой нише Жириновский получил прибавку симпатий. Это показывают фокус-группы.
– По поводу «Справедливой России». От чего сейчас зависит, повысятся ли ее шансы на прохождение?
– Очень многое зависит от того, насколько плотно будет осуществляться привязка «Единой России» к президенту. Чем жестче – тем сложнее будет эсерам.
– Снова возвращаемся к «Единой России». В докладе отмечено, что она полностью доминировала в период проведения праймериз. Но если посмотреть на данные ФОМ, то выяснится, что в период дебатов и самого предварительного голосования рейтинги партии снижались. Получается, это доминирование пошло единороссам во вред?
– Не думаю. Партия – партией, но главное было прибавить известности самим кандидатам.
– Если говорить о непарламентских партиях, то в докладе сказано, что «Яблоку» придется столкнуться с конкурентами в и без того узком электоральном сегменте. В первую очередь, наверное, речь идет о ПАРНАС. А насколько, по-вашему, пересекается электорат «Яблока» и «Партии Роста»?
– Не очень сильно. Во-первых, если говорить про идеологию, «Яблоко» более социал-демократическая партия. Во-вторых, «Яблоко» - это протестная партия, а «Партия Роста» - пропрезидентская.
– Вы и ваши коллеги совместно оценили возможные шансы «Родины» на прохождение пятипроцентного барьера в 25%, а «Яблока» - в 20%. На мой личный взгляд, «Яблоко» выглядит ярче. С чем связано, что потенциал «Родины» оценен выше?
– Я бы не советовал при опросе 60 экспертов обращать внимание на разницу в пять процентов. Это погрешность. Обе партии имеют призрачные шансы.