Posted 13 июля 2016,, 10:22

Published 13 июля 2016,, 10:22

Modified 8 марта, 02:43

Updated 8 марта, 02:43

Путешествие без конца

Путешествие без конца

13 июля 2016, 10:22
Свой юбилей отмечает один из главных театров на карте Москвы – Российский академический молодежный театр. Созданный в период революционных «бури и натиска», театр прошел сквозь все петли истории ХХ века и начала века ХХI, сохраняя свое лицо, интонацию, особую дистанцию в общении со зрительным залом, театральным простр

Начало 20-х годов прошлого века – один из самых интенсивных периодов нашей театральной истории. В московских театрах активно работают и соревнуются друг с другом Станиславский, Немирович-Данченко, Мейерхольд, Таиров. Вахтангов (буквально за два года умирающий режиссер показывает свои главные шедевры – «Свадьбу», «Эрика XIV», «Гадибука», «Турандот»). Студии превращаются в театры, возникают новые коллективы.

Восемнадцатилетняя дочь композитора Ильи Саца Наталья энергично пробивает идею создания театра для детей и в 1921 году становится основателем Московского театра для детей (в 1936 году его переименовывают в Центральный детский театр, а с 1992 года он получает название Российского академического молодежного театра).

В 1936 году Центральный детский театр переводят из здания кинотеатра «Арс» в помещение на Театральной площади. Построенное в 1821-м (здание РАМТа в этом году отмечает 195-летие) по проекту архитектора Федора Шестакова при участии Осипа Бове здание по праву называли жемчужиной театральной архитектуры. ЦДТ въехал сюда в 1936 году, когда его стены покинула труппа расформированного МХАТА-Второго.
Наталья Сац руководит созданным ею коллективом вплоть до ареста в 1937 году (арестована как «член семьи изменника Родины» и провела пять лет в ГУЛАГе). Арест руководителя надолго выбивает театр из творческой формы, годы войны Центральный детский театр проводит в эвакуации на Кузбассе.

В годы идеологического прессинга детские театры многими режиссерами воспринимались как островок безопасности. И Центральный детский театр в течение десятилетий будет главной кузницей режиссерских талантов. Благо, ставший директором в 1950 году Константин Шах-Азизов широко раскроет его двери для самых разных талантов.

Именно здесь начинал свой путь в русском театре Георгий Товстоногов. Здесь в 50-60-е годы работала одна из любимейших учениц Михаила Чехова Мария Осиповна Кнебель. Здесь начинали свои пути в профессии Олег Ефремов, Анатолий Эфрос, Виктор Розов, целая плеяда блестящих актеров. Как вспоминает о ЦДТ Людмила Петрушевская, «Нас водили всем классом в Детский театр. Среди юных зрителей (школьная форма, чернильница на парте с вытекающими отсюда последствиями, вечерами каток, голубые мерцают огни и т.д., чулки в резиночку рвутся именно на коленках, песня о купце Калашникове, достойны-ли-мы-комсомола) – среди этих жутких пацанов и идеальных девушек с косами, тургеневских Лолит, ходили слухи о Косте с гитарой из Детского театра. Действительно, занавес открылся, и он появился в глубине сцены, внимание! Мы забыли обо всем. У него было какое-то небывалое лицо».

В Детский театр ходили совсем взрослые люди, вся театральная Москва. А актеры из разных театров сбегались на открытые репетиции Анатолия Эфроса, мечтая: «а вдруг он меня заметит!»

В 1980 году художественным руководителем ЦДТ стал Алексей Бородин. За тридцать шесть лет он сумел воспитать несколько поколений актеров. Собрать одну из лучших трупп столицы. Превратить РАМТ в театр интеллигентного зрителя, который готов на девятичасовой спектакль из русской истории, переосмысленной английским сэром Томасом Стоппардом, «Берег утопии», и на мучительные поиски смысла жизни «Электры», и на поиски механизма перерождения человека в «Нюрнберге».

РАМТ при нем стал театром, в который утром приходят с детьми и внуками, а вечером возвращаются побыть в пространстве длинных мыслей Чехова, Мюссе, Манна, Расина, Уайлдера, О`Нила, Гюго. Продолжая политику «открытых дверей», Алексей Бородин предоставляет не только малую, но и большую сцену театра молодым режиссерам. РАМТ дал старт целой генерации «женовачей», чьим дебютом стали постановки детских сказок на малой сцене театра. В юбилейный год Алексей Бородин предложил новый формат «Молодые режиссеры – детям», предоставив дебютантам основную сцену РАМТа. И самый успешный детский спектакль столицы «Путешествие кролика Эдварда» Рузанны Мовсесян возник именно из этого доверия молодым и желания поддержать таланты.

РАМТ сегодня – один из опорных театров России, чье существование – еще одно подтверждение неистребимости жизненных сил и театральной почвы. В России надо жить долго не только людям, но и театрам!

"