Posted 13 июля 2016, 10:30
Published 13 июля 2016, 10:30
Modified 8 марта, 02:43
Updated 8 марта, 02:43
Три четверти россиян (77%) согласны с мнением, что в стране сейчас экономическийкризис, сообщил «Левада-Центр». В то же время их доля сократилась по сравнению с декабрьскими показателями на 5 процентных пунктов (с 82%). Количество тех, кто не видит признаков кризиса, увеличилась до 16% с 12% в декабре. Затруднились ответить 7% участников опроса, проведенного 23-27 июня среди 1600 человек в 137 населенных пунктах 48 регионов РФ, передает «Интерфакс».
Каждый пятый респондент (21%) уверен, что «кризис будет очень продолжительным, его последствия будут проявляться на протяжении многих лет». Другие же прогнозируют длительность кризиса не менее двух лет (23%) или год-полтора - (16%).
По словам 36% россиян, цены на товары и услуги, которые покупает их семья, по сравнению с ценами за аналогичный период прошлого года в среднем выросли на 15-30%. По мнению 31% респондентов, стоимость товаров увеличилась на 30-50%. Почти каждый пятый россиянин (22%), планировавший крупные покупки, намерен отложить их на некоторое время. 12%, наоборот, постараются поторопиться с ними. Не собираются делать крупных покупок 43% респондентов.
С итогами этого опроса в некоторой степени согласуются данные оперативного мониторинга экономической ситуации в РФ за июнь, подготовленного экспертами РАНХиГС и Института экономической политики им. Гайдара. Исследователи, анализируя социальное самочувствие россиян, выявили «негативную стабилизацию с акцентом на более высокую адаптационную активность».
Согласно этой информации, 35% населения считают, что ситуация в экономике страны не изменилась. Оценивая перспективы развития, третья часть опрошенных ожидает, что в ближайшие несколько месяцев ситуация будет ухудшаться (34%), а четверть респондентов полагает, что ситуация стабилизировалась (24%). Аналитики делают вывод, что в целом россияне с возросшим оптимизмом оценивают перспективы выхода из кризиса: сократилась численность тех, кто ранее полагал, что он примет затяжной характер. Одновременно сократилось на 5% число граждан, чье материальное положение за время кризиса ухудшилось. При этом число тех, чье положение улучшилось, не возросло.
Как отмечают авторы мониторинга, шоковая реакция на резкие перемены постепенно сменилась более спокойной, тем более, что новых внезапных изменений уже не происходило.
Комментируя для «НИ» итоги опроса «Левада-Центра», руководитель Центра социальной экспертизы Института социальной политики НИУ ВШЭ Сергей Смирнов заметил: «Ни о каком кардинальном сдвиге в общественном сознании речи нет. Вот если бы 50% респондентов сказали, что кризиса нет, тогда было бы другое дело. Все эти цифры вполне объяснимы, поскольку по сравнению с 2015 годом темпы спада экономики замедлились. Заявления представителей федеральных органов исполнительной власти о том, что экономика адаптировалась к новым условиям, имеют под собой определенную почву. Доходы стали падать меньше, за исключением доходов пенсионеров, и народ в очередной раз смирился с новой экономической реальностью. Точно так же было после кризисов 1998 и 2008 годов».