В июне текущего года средний чек прибавил 1,4% относительно мая и составил 504 рубля, сообщил во вторник, 12 июля, холдинг «Ромир». Таким образом, согласно его исследованию, скромный рост чека смог превзойти месячную инфляцию в 0,4%. Однако в годичном измерении средний чек потерял 55 рублей, или почти 10% своей стоимости, что с учетом накопленной за год инфляции в 7,5% дает потерю почти шестой его части.
Средний чек – это сумма всех совершенных клиентами покупок за определенный период времени, деленная на количество чеков за тот же период. В данном случае речь идет о единоразовом посещении магазина. «Ромир» рассчитывает свой индекс «Среднего чека» по результатам исследования скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel. Сюда в режиме онлайн поступает информация о покупках, которые делают 10 тыс. покупателей в 52 городах России с населением более 10 тыс. человек.
По мнению исследователей, пятимесячный тренд низкого среднего чека свидетельствует о продолжающемся режиме экономии российских потребителей. Но если в предыдущие месяцы чек оставался низким при росте общих расходов домохозяйств, то в июне при неизменно скромном среднем чеке повседневные расходы показали падение на 11,4%.
Из этого следует, что раньше потребители чаще ходили по магазинам, посещая большее количество торговых точек в поисках лучших ценовых предложений. Они совершали покупки чаще, но при рациональном выборе платили каждый раз меньше. Июньские же показатели говорят о том, что россияне уже и к интенсивному шоппингу теряют интерес. Единоразово они оставляют на кассе столько же, но теперь делают покупки чуть реже.
В региональном разрезе средний чек в июне относительно майских показателей немного прибавил на Урале и в Сибири (+2%). При этом в Поволжье (-3,6%) и на Дальнем Востоке (-1,6%) он немного похудел. Ощутимый рост чека был отмечен в Южном федеральном округе (+7%) и на северо-западе (+9%).
Ранее эксперты Bank of America предупредили о растущей угрозе «скрытой дефляции» в России, которая, как они полагают, уже началась в потребительской сфере. Это означает смещение покупательского спроса в сторону менее качественных продуктов и товаров. Средняя потребительская корзина дешевеет, несмотря на ее номинальный рост.
«Надо отметить, что средний чек стабилизировался, - сказал «НИ» председатель правления международной Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. - Потребление не растет, это факт, поскольку люди значительно обеднели. Недавние заявления чиновников о повышении потребительского оптимизма оказались беспочвенны. Поводов для оптимизма попросту нет. Преобладают негативные, тревожные ожидания, связанные с эффектами глубокого кризиса и российских антисанкций. Сокращение числа походов в магазин – это часть стратегии выживания людей в нынешних условиях. При этом важен тот факт, что россияне стали меньше тратить на товары повседневного, а не длительного пользования».