Posted 11 июля 2016, 15:43
Published 11 июля 2016, 15:43
Modified 8 марта, 02:44
Updated 8 марта, 02:44
Медицинский директор благотворительного фонда «Детский паллиатив» Элла КУМИРОВА:
– Реализация плана мероприятий «дорожной карты» позволит повлиять на доступность и качество обезболивания для детей и взрослых. Ведь от этого зависит качество жизни людей. А поскольку чаще всего сильные боли сопровождают терминальную стадию заболевания, то от качества и доступности обезболивания зависит, как человек уйдет из жизни, будет ли он страдать. В настоящее время в России отсутствуют многие лекарственные препараты, особенно для детей. Часть зарегистрированных в России обезболивающих выпускаются только во «взрослых» дозировках, их категорически запрещено или технически невозможно разделить, чтобы назначить маловесному ребенку 1/16 или 1/32 препарата. Мы проанализировали документы ВОЗ и выяснили, что у нас в стране из 15 препаратов, крайне важных для оказания паллиативной помощи детям, пять лекарственных средств не выпускаются (не зарегистрированы) вообще, а у десяти препаратов отсутствуют разнообразные «детские формы». Сейчас очень важный шаг на пути к качественному обезболиванию – выпуск отечественного препарата морфина короткого действия. По плану «дорожной карты» морфина гидрохлорид в таблетках должен появиться в России в 4-м квартале 2018 года (доклинические испытания уже ведутся на Московском эндокринном заводе). Неинъекционный морфин короткого действия – «золотой стандарт» обезболивания во всем мире, эффективный, безопасный и гуманный метод обезболивания детей и взрослых, когда вместо уколов используются таблетки, капли, сиропы. Кроме того, по плану «дорожной карты» ежегодно будет расширяться перечень наркотических и психотропных лекарственных препаратов, применяемых для лечения болевого синдрома у взрослых и детей. Это значит, со временем, не сразу, поскольку на доклинические и клинические испытания требуется несколько лет, в России будут регистрироваться и другие лекарственные средства, а также их новые формы для лечения боли у детей.
Член Совета по правам человека при президенте РФ Елена ТОПОЛЕВА-СОЛДУНОВА:
– Сейчас только созданы условия для прорыва в области доступности и качества обезболивания. Но это при условии, что написанное на бумаге будет реализовываться в жизни. Это не документ, который создан в чиновничьих кабинетах, он готовился с участием общественности, а также ведомств, которые так или иначе причастны к решению вопросов с обезболивающими. Никаких не реализуемых вещей в «дорожной карте» нет. Но мы знаем, какое в нашей стране у всех мастерство по сочинению отписок. А также, как у нас любят рапортовать о достижениях, когда на самом деле ничего не меняется. Очень много будет зависеть от того, как все это будет разъясняться. Нужно будет следить за ее выполнением и вносить изменения, чтобы «дорожная карта» не была какой-то догмой. Через запреты всего и вся мы уже прошли. Все предложения не сочиняли из головы, а исследовали прежде всего практику. Никаких дополнительных возможностей для наркоманов не создается, чтобы они могли без рецепта приобретать наркотические препараты. а вот чтобы для врачей выписка рецепта на обезболивающее перестала быть страшилкой, одной «дорожной карты» недостаточно. Мы видим по практике, хотя врачам уже тысячи раз говорили в Минздраве, что теперь это не преследуется, и это нужно делать, они боятся. Они настолько запуганы, что действуют по принципу - легче отказать, чем предпринять какие-то действия, хотя долг врача говорит о другом. Сейчас нужно еще раз проводить беседу с врачами, такую ситуацию надо в первую очередь исправлять.
Директор фонда «Подари жизнь» Екатерина ЧИСТЯКОВА (комментарий в соцсети Facebook):
– Этот документ должен организовать скоординированную работу всех ведомств, от которых зависит избавление людей от боли и страданий. Ведь для того, чтобы страдающий от невыносимой боли ребенок или взрослый получил облечение, заводы должны производить нужные лекарства – а это ответственность Минпромторга. Врачи должны уметь назначать схемы обезболивания – а за образование врачей отвечает Минобрнауки. У докторов не должно быть страха перед наказанием за незначительные нарушения правил при использовании обезболивающих лекарств – обеспечить это могут МВД и Минюст. Минздрав, опираясь на врачебное сообщество, должен создать клинические протоколы лечения боли. Все это записано в «дорожной карте». Этот документ важен еще и тем, что создавался в диалоге, в дискуссии со всеми ведомствами. И поначалу было непонимание: «Никаких проблем нет! Все нужные приказы утверждены и работают! Какое отношение обезболивание имеет к нашему министерству?». Но постепенно приходило понимание, что в ответе за тех, кому больно, очень и очень многие ведомства. Истории конкретных подопечных нашего фонда, детей и взрослых – это те свидетельства, часто трагичные, от которых невозможно было отмахнуться. И ведомства включились в работу. Я перечитала сейчас «Дорожную карту» и вижу: вот наши предложения, вот идеи фонда «Вера», а эти пункты внесены по предложению Ольги Юрьевны Голодец, Минздрава, Росздравнадзора, Московского эндокринного завода. «Дорожная карта» – своего рода общественный договор, и в этом тоже ее ценность. Само по себе участие в работе над документом побудило многие ведомства действовать. И результат уже есть. В 2015 году на 70% больше людей смогли получить адекватное обезболивание по сравнению с 2014 годом. Это прорыв. Однако для полного покрытия потребности в обезболивании России еще далеко. Только 20% нуждающихся были обезболены в терминальный период жизни. Большинство наших сограждан, умерших от рака, умерли в мучениях, которые можно было облегчить.