Двухдневная встреча министров торговли «большой двадцатки» состоялась на выходных в Шанхае в рамках председательства Китая в G20. Как следует из итогового коммюнике, новая стратегия роста мировой экономики, принятая на форуме, может поспособствовать увеличению глобального ВВП на 2% к 2018 году. Согласно документу, речь идет о понижении торговых издержек, большей скоординированности торговой и инвестиционной политики, содействии расширению торговли в сфере услуг, активизации торгового финансирования, а также о принятии мер по развитию электронной коммерции.
Собравшиеся разработали рекомендательные принципы, которые способствуют созданию открытой и благоприятной международной среды для инвестиций. В коммюнике говорится, что инвестиционная политика должна обеспечивать легальную надежность и необходимую защиту инвесторов. Правила, регулирующие инвестиции, должны быть транспарентными.
Как заявил директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков, принятые торговой «двадцаткой» рекомендации крайне важны для российской экономики. «Соответственным образом для России это будет тоже плюс, – сказал чиновник. – А учитывая нашу зависимость от мировых рынков, если эти рынки будут развиваться в нужном направлении, то и нам будет проще».
Между тем, темпы роста глобальной торговли остаются низкими. Этот фактор наряду с обвалом цен на нефть и бегством капитала с развивающихся рынков эксперты относят к главным причинам замедления мировой экономики.
Как показывает исследование организации Global Trade Alert (GTA), объем торговли в мире переживает стагнацию именно в последние полтора года: ранее он рос в среднем в два раза быстрее, чем глобальный ВВП. В GTA выделили 28 товаров, торговля которыми в долларовом выражении резко снизилась за указанный период. Восемь из них – это сырьевые ресурсы, включая подешевевшие нефть и железную руду.
Что касается России, то внешнеторговый оборот нашей страны в январе–мае 2016 года, по данным Федеральной таможенной службы, составил 170,8 млрд. долларов и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 24,1%.
«Торговля с другими странами существенно упала в 2015 году. Правда, со странами Азии падение оказалось не столь серьезным. Это привело к тому, что доля европейских государств в товарообороте снизилась, а доля Китая и стран Тихоокеанского региона, наоборот, выросла, – сказал «НИ» руководитель Центра международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель.
Но в целом, по его мнению, приоритеты торговли и географические направления кардинальным образом в ближайшее время меняться не будут. В частности, несмотря на то, что доля ЕС в товарообороте с Россией падает, она все равно остается достаточно высокой – примерно 43–45% против 50% до 2014 года. «Единственная страна, с которой товарооборот упал значительно, в несколько раз, – это Украина», – констаировал эксперт.