Posted 29 июня 2016, 10:15
Published 29 июня 2016, 10:15
Modified 8 марта, 02:53
Updated 8 марта, 02:53
«Крещеные крестами» на Малой сцене БДТ – из категории необходимых. Спектакль, необходимый тем, кто его создал, – опытному постановщику Вениамину Фильштинскому и пятерым молодым актерам-рассказчикам. Он необходим зрителям, которые хотят знать правду о своей стране и ее военной истории, когда праведники по земле ходили, ну, а вертухаи свирепствовали и измывались над «детьми врагов народа». И говорит о том, как важно помнить о тех и о других…
В стране, где дама, которую прочат в главы думского комитета по культуре, может прилюдно произнести, что «Сталин был послан нам Богом», и остаться в депутатском поле, и даже не получить отлучения от церкви за богохульство… Этой стране просто необходима прививка от беспамятства и циничных манипуляций историей.
Спектакль поставлен по автобиографической книге Эдуарда Кочергина – главного художника БДТ, одного из опорных и главных мастеров театра ХХ века. «Крещеные крестами» – история становления бесстрашного художника и человека.
Как поясняет сам автор, «в силу ряда обстоятельств моей биографии я вообще никого и ничего не боюсь в этой стране - с малых лет видел всякое». Шаг за шагом пятеро артистов рассказывают нам, как формировался этот характер, как закалялась воля. Когда твоя мать рожает тебя с испугу на два месяца раньше срока, потому что арестовали «за кибернетику» отца. Потом арестовывают и мать Броню, успевшую прошептать над тобой молитву Иисусу и вручить тебя ему. А сам ты станешь казенным воспитанником «детских крестов» и узнаешь, и что такое побои, и что такое карцер, и что такое голод. А потом пацаненком, восьми лет отроду, в год победы сбежишь из этого казенного дома и долгие пять лет будешь добираться через детприемники и детдома из Сибири до Ленинграда. Научишься выживать в любых обстоятельствах, научишься защищаться и рисковать, научишься воровать, выпрашивать и зарабатывать, научишься прятаться и идти напролом.
Кочергин рассказывают свою жизнь, точно глядя со стороны, с высоты птичьего полета, разглядывая мир и людей вокруг. Начальница детприемника – Жаба, которая мучает воспитанников, заставляя их часами сидеть неподвижно, пока она рисует с них эскизы для картины «Сталин и дети». Трое охранников-садистов, с удовольствием упражняющихся над тщедушными мальцами. Вороватые стряпухи, наживающиеся на сиротах. Невредный сторож Митрич и «самый добрый человек» – тихая алкоголичка Коровья нога, заступающаяся за детишек. Уркаганы, заманившие в свои лапы спутника главного героя – толстенького Петьку. «Лесные люди», пожалевшие мальчишек. Озверевшие вохровцы. Казахи, встречающие своих покалеченных героев с оседланными белыми конями. Спившаяся проститутка, вставшая на колени перед черноглазой красавицей, на руках вынесшей своего мужа-обрубка из вернувшегося с победителями поезда.
Практически в пустом пространстве оформивший спектакль Эдуард Кочергин поставил дощатый помост и раздвижные вагонные двери, на которых идет проекция черных перелесков-перегонов, – ничто не отвлекает от пятерых исполнителей, взявшихся воплотить все многолюдство густой прозы Кочергина, - Руслана Барабанова, Виктора Княжева, Алены Кучковой, Рустама Насырова, Карины Разумовской. Минимум реквизита (черные табуретки, расшитая тюбетейка, кожаный шнурованный сапог, ватники). Самый важный предмет – выгнутый из проволоки портрет Сталина, главный козырь героя в борьбе за пропитание («даже в шобле уважают ремеслуху»). Играющая главного героя актриса Карина Разумовская безукоризненно научилась гнуть проволоку в знакомый профиль прямо на глазах зала.
Если принять утверждение, что родина – это акт веры, то эта книга – рассказы об обретении веры. О любви к этой огромной и страшной стране. К народу, который так долго и целенаправленно калечил усатый властитель (Руслан Барабанов показывает его быстро, точно и ярко). Рассказ о становлении Человека в условиях невыносимых, немыслимых. Рассказ о житии очень конкретного русского художника, но и сага о жизни народной в самый тяжелый период русской истории.
Когда в финале на поклон выходит автор текста, зрители в зале встают и аплодируют. И не хотят расходиться.