Открывал фестиваль Тульский симфонический оркестр исполнением фрагмента оперы Даргомыжского «Русалка». Туляки – хозяева фестиваля, а русалка, нарисованная в манере Альфонса Мухи, была его символом и «подмигивала» с большого экрана в перерывах между выступлениями.
В этот же день выступили балканцы Dubioza Kolektiv, одна из популярных групп Боснии и Герцеговины, «взорвав» буныревские поля песней No Escape from Balkan с нового альбома, которая успела стать чуть ли не гимном группы.
Затем – любимый всеми Александр Васильев и группа «Сплин», которая, в принципе, может быть хедлайнером абсолютно любого фестиваля (грядет их выступление на альтернативном Park Live и том же «Нашествии»).
Волшебный ночной сет отыграла одна из самых оригинальных русских групп Theodor Bastard, которую на «Мяте» всегда ждут с особым трепетом. Несмотря на свою «холодную» и зловещую музыку с использованием редких этно-инструментов типа калимбы, диджериду и ашико, погружающую в транс, солистка Яна Вева и гитарист Федор Сволочь всегда очень любят по-доброму поговорить с публикой, а публика отвечает им взаимностью.
В этом году одна из сцен фестиваля находилась внутри специально построенного клуба, который защищал от солнца и в случае дождя вполне мог бы стать надежным укрытием. Само помещение напоминало паб, и на этой низкой сцене в окружении сидящих на полу людей прошло потрясающее выступление Федора Чистякова из группы «Ноль», которая сегодня могла бы отметить 30-летие.
В атмосфере квартирника (она царила на всех выступлениях в клубе) Чистяков спел как обожаемые всеми хиты вроде «Человека и кошки», так и песни с первых альбомов, типа «Мы идем пить квас», и новую «Уборщицу из Газпрома». Параллельно на большой сцене выступала группа «Кирпичи» – удивительно, но группе уже 20 лет, а задор все тот же, и песни с их самых лучших альбомов «Смерть на рейве» и «Сила ума» заводят всех.
Во второй день на главной сцене состоялось первое фестивальное выступление
воссоединившейся в прошлом году группы 5’nizza. Сколько раз за все девять лет «Мяты» здесь были спеты их песни, типа «Солдата» или «Ямайки» – не сосчитать. Казалось, им можно было бы просто выйти на сцену, ведь слова их песен на «Мяте» известны каждому, и люди в толпе даже плакали – настолько невозможным казалось происходящее.
Слезы сменились диким угаром на выступлении Нейромонаха Феофана, играющего «древнерусский драм» – забойные песни с текстами в древнеславянском стиле про полюшко и травушку и музыкой в стиле drum’n’bass. Элементы, казалось бы, абсолютно полярные, но эффект производят потрясный, да еще и сам Феофан выходит на сцену с балалайкой, медведем, танцором в лаптях и гусляром.
На третий день на главной сцене выступали всего три группы – организаторы прислушались к жалобам гостей, которые боятся не успеть уехать с фестиваля. Открывала его команда IOWA, чье приглашение было риском, который окупился полным восторгом публики. Дело в том, что IOWA – это группа формата радиостанций и популярных музыкальных каналов, ее очень любят маленькие девочки и те, кто смотрит премии типа «Золотого граммофона». А еще IOWA – это просто хорошая группа со своим оригинальным стилем, и живыми выступлениями она полностью ломает стереотип о застое в нашей поп-музыке. «Маршрутку» и «Улыбайся» в почти сорокаградусную жару пели все.
Закрывала фестиваль душевная грузинская группа Mgzavrebi, дорогу к славе которой открыла как раз «Дикая мята».
Известно, что прошлогодний переезд из комплекса «Этномир» дался «Дикой мяте» нелегко. Переехав с готовой и любимой всеми площадки, которая соответствовала духу фестиваля, на абсолютно новую и необжитую, организаторы не успели ее подготовить к погодным условиям, в итоге фестиваль затопило в дожде и грязи. Однако этот материальный и моральный удар после прошлой «Мяты» не только не сломил организаторов, но заставил их прыгнуть выше своей головы и продумать все вплоть до мелочей.
В расписании и оформлении территории здесь чувствовалась единая интересная концепция, в организации быта – забота о своих гостях. Все, чего обычно людям не хватает на летних фестивалях, на этой «Дикой мяте» было: бесплатная питьевая вода и кипяток, зарядки для гаджетов и Интернет, четкая разметка палаточных городков, достаточное количество шатров в тени, регулярный вывоз мусора и т.д., не говоря уже о хорошем звуке и гуманных даже для самых невысоких посетителей размерах сцены – артистов было видно всем.
Даже работа со спонсорами и партнерами была нацелена на комфорт отдыхающих. К примеру, есть спонсор – техническая фирма. Почему бы не сделать на фестивале рекламу красиво расписанных холодильников, где каждый мог бы остудить воду? Или партнер – косметическая марка. Почему не установить шатер, где можно умыться или взять солнцезащитное средство?
В общем, «Дикая мята» остается пока единственным отечественным фестивалем, который научился не наживаться на посетителях. К слову, фестиваль уже несколько лет подряд держит одинаковую цену на билеты и все равно умудряется приглашать иностранных исполнителей (в отличие от «Нашествия», где билеты дорожают, и продается все, что только можно продать, хотя программа одинакова из года в год).