Posted 24 июня 2016, 14:44
Published 24 июня 2016, 14:44
Modified 8 марта, 02:55
Updated 8 марта, 02:55
На сайте Change.org появилась петиция с требованием отправить уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова в отставку. Открытое письмо, которое составил москвич Егор Решетов, подписали ко второй половине пятницы более четырех тысяч человек.
Возмущение подписавшихся вызвала реплика омбудсмена в разговоре с детьми, выжившими после шторма на Сямозере в Карелии. Телекамеры зафиксировали, как Астахов с улыбкой спрашивает детей: «Ну что, как поплавали?».
«Мы расцениваем данное высказывание как бесчеловечное и омерзительное проявление ограниченности, черствости и цинизма лица, в чьи должностные обязанности входит защита прав и интересов детей в Российской Федерации. Такие качества несовместимы с должностью уполномоченного по правам ребенка. Мы призываем общество и государство дать этому высказыванию объективную оценку», – говорится в петиции.
Поведение Астахова активно обсуждают в блогах и соцсетях. Москвичи и петербуржцы планируют одиночные пикеты и митинги за отставку омбудсмена. Реплика уполномоченного вызвала осуждение даже у официального представителя Следственного комитета Владимира Маркина. Он напомнил Павлу Астахову о нормах морали.
«Мы уже давно задали вопрос «Как поплавали?» непосредственно тем, что отправил и сопровождал детей в этом сплаве. И следователи, в отличие от Астахова, могут применять любые психологические приемы при беседе с детьми исключительно в тандеме с профессиональными психологами. При всем уважении к Павлу Алексеевичу, должен ему пояснить, что, решая, когда именно проводить допрос пострадавшего несовершеннолетнего, следователь руководствуется, прежде всего, рекомендациями психологов, чтобы не навредить ребенку», – цитирует Маркина INTERFAX.
А в Кремле, наоборот, заступились за попавшего впросак омбудсмена. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что не считает его вопрос саркастическим. «Это, наверное, просто неловкая фигура речи и не более того», – сказал Песков. Кроме того, он отметил, что наладить общение с детьми, пережившими трагедию, очень непросто.
Сам Астахов поспешил оправдаться, заявив, что его фразу просто вырвали из контекста и она «совершенно не передает характера этой беседы». «С девочками-подростками, пережившими ужасное ЧП, напуганными, едва выжившими в борьбе со стихией – очень сложно наладить контакт, и прежде чем задавать важные вопросы, от которых зависит, удастся ли определить виновных и понесут ли они наказание, надо попытаться говорить на их языке. С ними нельзя говорить гробовым голосом и с мрачным видом требовать фактов. Это верный путь напугать их еще больше и окончательно потерять контакт», – объяснился омбудсмен.
По его словам, этот «психологический прием» сработал: «Мы поговорили очень обстоятельно и откровенно. И очень многое открылось. А когда я уже уходил, они не отпускали меня, дали много полезной информации, которая будет использована в рамках расследования».
Отметим, что Павел Астахов, занимая свой пост с 2009 года, не в первый раз попадает в нелепые ситуации после своих высказываний. Так, комментируя в 2015 году сватовство 57-летнего начальника Ножай-Юртовского РОВД Чечни Нажуда Гучигова к 17-летней школьнице Хеде Гойлабиевой он заявил: «На Кавказе раньше происходит эмансипация и половое созревание, давайте не будем ханжами. Есть места, где женщины уже в 27 лет сморщенные, и по нашим меркам им под 50».
Когда разгорелся скандал, Астахов тоже пояснил, что его не так поняли. «Женщины любого возраста прекрасны и восхитительны. Господь Бог создал Женщин, чтобы мы могли их любить, защищать, беречь, воспевать. Неловкое сравнение, опромотчивое слово, вырванное из контекста рассуждений, не могут изменить мое отношение к Прекрасному Полу», – написал он в Instagram.