Posted 24 июня 2016, 14:29
Published 24 июня 2016, 14:29
Modified 8 марта, 02:55
Updated 8 марта, 02:55
– За два дня до принятия, вечером 22 июня текст «пакета Яровой» пропал из электронной базы Думы. А на следующий день выяснилось, что поправки о лишении гражданства и запрет на выезд из страны исключены из законопроекта. При этом поправка депутата Дмитрия Гудкова об отмене тех же изменений в законодательство числится в таблице отклоненных. Как так получается?
– Такого бардака в Думе никогда еще не было. Документ пропал, поправки исчезли. Это грубейшее нарушение регламента Госдумы, которое можно оспорить в Конституционном суде. Я удивляюсь эйфории, которая в обществе наступила, когда якобы убрали поправки о лишении гражданства и запрете на выезд из страны. Они потом могут появиться, как черт из табакерки, потому что они юридически приняты и рекомендованы Думе к принятию, которая может проголосовать в любой момент. Пока расслабляться совершенно рано. Поправки пропали, но не юридическим способом.
– Могло ли вычеркивание нормы о лишении гражданства и запрете выезда быть «отвлекающим маневром», запланированным заранее? Другие жесткие новшества в законопроекте остались...
– Вряд ли. Думаю, хотели полностью этот репрессивный закон провести. И мне непонятно, чему радуется общество. Отняли лошадь – вернули седло, и дикая радость по этому поводу. Спасибо, конечно – пусть люди хоть на седле поскачут. Но гражданское общество тут ничего не выиграло. Оно уже проиграло, когда законопроект был принят еще в первом чтении. Это грубейшее нарушение конституционных прав граждан. Чего только стоит тотальный контроль всех телефонных переговоров, смс-сообщений, переписки по электронной почте с трехлетним хранением всей этой информации.
– А как быть с тем, что станет больше уголовных статей, по которым можно судить с 14 лет?
– Только вдумайтесь: в России будут сажать детей за оправдание терроризма. У нас же к этому относят перепосты, ретвиты, переписку в сети. А еще за участие в так называемых массовых беспорядках, которыми сейчас признаются абсолютно все действия, включая выход на Красную площадь с белыми шариками. У нас скоро аплодисменты на площадях будут считаться бунтом, как в Белоруссии.
– Зачем вообще принимались такие поправки в законодательство?
– Надежды никакой нет. Сейчас любая критика власти обрекает гражданина на лишение бизнеса, уголовное преследование, запрет выезда. И сейчас власть поставила перед собой цель – создать возможности, чтобы любого недовольного, протестующего объявить государственным преступником и лишить всех конституционных прав. Я не уверен, что в дальнейшем не продвинут поправку о запрете на выезд из страны. Еще раз: то, что она пропала сейчас из законопроекта, ничего не значит.