Posted 20 июня 2016, 11:59
Published 20 июня 2016, 11:59
Modified 7 марта, 11:50
Updated 7 марта, 11:50
«На текущий момент мы запасами обеспечены по меньшей мере лет на 30 при текущей добыче, - сказал Евгений Киселев, - Но при этом надо иметь в виду, что остается нефть в большей мере трудноизвлекаемая. Соответственно, надо иметь в виду, что необходимо развивать технологии, чтобы эти 30 лет безбедно отрабатывать».
Как известно, цены на углеводороды упали за два последних года в два раза, и в условиях превышения предложения над спросом не остается надежд на скорое восстановление нефтяных котировок до докризисного уровня. Таким образом, становится все меньше средств, которые российская нефтянка могла бы вложить в разработку переспективных месторождений. При этом развитие альтернативной энергетики, на которую сейчас делает ставку весь мир, в нашей стране пока буксует.
Отечественная нефтяная отрасль, понимая, что для спасения положения необходимо разведывать и добывать больше, предпринимает немалые усилия для улучшения ситуации. По данным Госкомиссии по запасам полезных ископаемых, прирост запасов нефти в РФ по итогам 2015 года составил 730 млн. тонн, газа - 1,1 трлн. кубометров.
«Крупные компании не упали по объемам геологоразведочных работ, поэтому у нас нет оснований для ухудшения», - рапортует г-н Киселев. «Мы собирали данные компаний, они все по-разному инвестируют средства в геологоразведочные работы. У некоторых компаний падение было, но оно не существенное - не больше 10%. Сейчас компании пытаются в значительной мере усилить легкую часть работ - сейсмику, поисковое бурение все равно дороже», - добавил глава Роснедр.
Однако следует учитывать, что Россия в силу действия западных санкций сейчас отрезана от иностранных финансовых ресурсов, в то время как разработка новых месторождений требует многомиллиардных вложений. Своих же финансовых ресурсов для реализации новых проектов практически нет. Из-за падения нефтяных котировок доходы России от экспорта энергоносителей резко упали. В результате трудноизвлекаемая нефть Восточной Сибири пока остается недосягаемой.
«Говорить о том, что Россия откажется от своего углеводородного богатства, преждевременно. Количество нефтедобывающих стран, несмотря на разговоры о «зеленой» революции, о развитии альтернативной энергетики, с каждым годом лишь увеличивается», – сообщил «НИ» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. Однако развитие «зеленой» энергетики в России пока остается лишь благим пожеланием. «Пройдут еще десятилетия, прежде чем лоббисты от традиционных источников энергии допустят возможности массового развития альтернативных технологий», – сказал «НИ» доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Василий Якимкин.
«Нефть - это не главное богатство России, а ее главная беда. Сырьевая зависимость не позволяет развиваться стране, снижает мотивацию элит к экономическим реформам и вообще переменам к лучшей жизни. И сейчас, когда цены на нефть опять пошли в рост, это становится особенно опасным. Рано или поздно мир откажется от нефти, как когда-то отказался от дров. И тогда Россию ждут очень серьезные испытания. Баланс спроса и предложения все еще остается не в пользу производителей черного золота, Европа все быстрее уходит в сторону возобновляемых источников энергии, мы наблюдаем бум электромобилей - все это ставит крест на светлом будущем нефти», - высказал свое мнение «НИ» аналитик «Калита-Финанс» Алексей Вязовский.