План реформ Пенсионной системы на ближайшее время утвержден и он не предполагает повышения пенсионного возраста до 2018 года. Об этом на ПМЭФ-2016 заявила вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец.
«Я считаю, что повышение пенсионного возраста – это естественное решение», – сказал со своей стороны с трибуны форума министр экономического развития Алексей Улюкаев, который сам в текущем году отметил 60-летие. «Мой вариант – до 63 всем. Полгода за год. Мужчины пройдут эту дистанцию за шесть лет, а женщины за 16. Но это мое предложение», – пояснил министр.
Таким образом, споры между ведомтсвами о будущем пенсионной системы, не утихают. Между тем, опрошенные «НИ» независмые эксперты обращают внимание на то, что с 2012 года, а именно тогда была принята долгосрочная стратегия развития пенсионной системы в России, произошли существенные изменения: усовершенствование трудовых отношений с мигрантами, введение обязательного подписания договоров между работником и работодателем, изменение тарифной политики и многое другое. Однако пенсионная система до сих охвачена бушующими страстями – дефицит бюджета, повышение пенсионного возраста, низкая индексация. Большинство специалистов уверены в необходимости повышения пенсионного возраста, но есть и альтернативные точки зрения.
Все предлагаемые реформы пенсионный системы мало что дадут, убежден Андрей Широков, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства.Ни введение дополнительного тарифа страховых взносов для работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями, дающими право на досрочный выход на пенсию. Ни перераспределение 4% тарифа с накопительной части пенсии на страховую для лиц, не переместивших свои накопления в государственную компанию. «Все эти шаги не помогут к 2040 году закрыть обязательства по выплатам досрочных пенсий, да и выплаты обычных пенсий остаются под вопросом», – полагает эксперт.
«Уйти от тенденции повышения пенсионного возраста нам не удастся, но если эта мера и пополнит бюджет Пенсионного фонда России (ПФР), то не быстро», – полагает собеседник «НИ». По его мнению, одним из серьезных мотивов для населения увеличивать свои отчисления в ПФР могло бы стать принятие закона, позволяющего в случае смерти человека наследовать сделанные им в течение жизни отчисления.
Директор Института актуальной экономики Никита Исаев отмечает, что если в 2015 году ПФР потребовал дополнительного бюджетного трансферта почти в 700 млрд. рублей для компенсации дефицита дополнительно к обычным 3,2 трлн., то в 2016 году потребуется еще порядка 1,6 трлн. сверх нормы. «Так что на ближайшее время о перечислении средств в накопительную часть пенсии точно можно забыть, как-никак заморозка даёт порядка 365 млрд. рублей в год. Повышение же пенсионного возраста каждый год на полгода сэкономит Пенсионному фонду всего порядка 30 млрд. рублей в год», – отметил г-н Исаев.
По мнению Даниила Егорова, руководителя управления торговых стратегий Dukascopy Bank SA, правительство вынуждено будет пойти на ужесточение условий получения специальных пенсий. А, значит, порядка 3 млн обладателей повышенных пенсий и получателей различного рода бюджетных доплат могут их частично лишиться.
Также пессимистично настроен Александр Филимонов, партнер Artisan Group Public Relations. По его словам, главные проблемы пенсионной системы – не в нерациональном распределении пенсий и неясных цифрах, а в самом доверии к пенсионной системе как таковой. Эксперт напомнил прошлогодний опрос, проведенный среди менеджеров среднего звена в возрасте от 27 до 35 лет, который показал, что более 90% современного трудоспособного населения считает, что их пенсии государство может забрать в любое время и без объяснения причин.
Ведомства правительства РФ подготовили ряд предложений, пока не согласованных друг с другом. Основное в них – повышение пенсионного возраста и введение принудительного перечисления сверх нынешних платежей до 6% заработной платы в накопительный фонд. Эти деньги будут принадлежать работникам, наследоваться, и их могут разрешить тратить по специальным основаниям, например, на поправку здоровья.
По мнению эксперта Центра изучения региональных проблем Сергея Воробьева, основная ошибка в проектах реформы пенсионной системы − бухгалтерский подход к коллизии, требующей взгляда в масштабах цивилизационных процессов. «Власти загнали себя в ловушку выплаты пенсий из заработной платы работающих, которых становится все меньше в связи с ростом производительности общественного труда. Это подход XIX века. А в 21-м – пенсии должны выплачиваться из общих доходов государства», − сказал «НИ» г-н Воробьев.
Еще абсурднее, по мнению эксперта, повышение пенсионного возраста при массовой безработице. «Молодежи негде работать, она уходит в криминал, спивается, теряет перспективы в жизни, а стариков заставляют трудиться до смерти. Надо, наоборот, снижать пенсионный возраст, как это вытекает из реальности современной экономики, когда во много раз больший продукт производит во много раз меньше людей», – считает собеседник «НИ».