Во французском городке Аннеси завершился 40-й Международный фестиваль анимационного кино – крупнейший и старейший в мире смотр анимации со всего света. В субботу вечером фестиваль раздал свои призовые «Кристаллы» и другие награды во всех категориях. К сожалению, Россия в этом году осталась без призов, и это, увы, больше похоже на конъюнктурное, чем на эстетическое решение.
В короткометражном конкурсе наша страна была представлена фильмом Игоря Ковалева «До любви» – а он из тех картин, которые невозможно не отметить наградой. До оторопи красивый, невыразимо печальный, сделанный с каким-то фантастическим мастерством фильм Ковалева надолго остается в памяти и не дает покоя, будто загадка, не находящая ответа.
То ли жюри решило, что второй год подряд выдавать гран-при русским – это уже слишком (в прошлый раз главный кристалл достался фильму Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса»), то ли сочло, что ни самого Ковалева, ни почтеннейшую фестивальную публику такими призами не удивить, но так или иначе «До любви» вообще не был упомянут в призовых списках.
Утешает только то, что Игорь оказался в хорошей компании – с великолепным японцем Коджи Ямамурой, чей «Парад» Сати» также остался без наград. Ни оригинальный жанр (культурологический фильм-балет), ни фантастическая эскапада странных экстравагантных образов, ни изумительная, выверенная с тончайшим японским вкусом эклектика – ничто из этого сердец жюри не тронуло. В отличие от сентиментальной, вялой и нескладной короткометражки Фрэнка Диона, которой и досталась одна из самых почетных в анимационном мире наград – «Кристалл» в категории «короткий метр».
«Голова исчезает» – это история про страдающую старческим слабоумием пожилую даму, которая отправляется в поездку к морю. Мир ее глазами выглядит странно, иногда пугающе – и так автор, по его собственному признанию, выражает свою тоску по нашим любимым, чье сознание уходит от нас в неведомые области.
Проникнуться нежностью, однако, мешает, как всегда у Диона, слишком прямолинейная метафора: трогательная Жаклин буквально носит свою голову отдельно от тела.
Второй по значимости приз достался великолепному канадскому фильму «Слепая Вайша», рассказывающему о девушке, чьи глаза не видят настоящего. Один ее глаз устремлен в прошлое, другой – в будущее, так что ухажер предстает перед ней одновременно мальчишкой и дряхлым стариком, а окружающий мир иногда выглядит слева как земля до начала времен, а справа – как постапокалиптический кошмар. Короткометражку создал один из самых интеллектуальных режиссеров фестивального мира – канадец болгарского происхождения Теодор Ушев.
В полнометражной категории призы и упоминания разделили два фильма: «Жизнь Кабачка» получила гран-при и приз зрительских симпатий, а «Девушка без рук» – специальное упоминание. Первый – это трогательная история про мальчика-сироту по кличке Кабачок в сиротском приюте, выполненная в кукольной технике швейцарцем Клодом Барра. Что до «Девушки без рук», то это экранизация сказки братьев Гримм, слишком буквальная и, возможно, чрезмерно жестокая, но несомненно запоминающаяся своей великолепной графикой (изображение сделано отдельными мазками и пятнами, в стилистике наброска).
Список интересных полнометражных работ вполне можно было бы дополнить корейским фильмом «Станция Сеул», который подделывается под зомби-хоррор, но на деле оказывается социальной драмой, из которой вытекает, что нормальные с виду люди бывают куда хуже, чем зомби. В безрадостном мире этой картины надежды на спасение нет – только сладость мести.
Самым ярким и интересным событием на нынешнем фестивале стали, пожалуй, студенческие программы: забавное и экспериментальное, красивое и эротическое, пронзительное и остро-жанровое молодое кино впечатляло своим разнообразием.
Жюри раздало призы фильмам почти ненарративным – настроенческим. Главную награду («Кристалл») получила зарисовка про старение – «Прибытие в 22». Приз жюри – небольшой эскиз о скучающих людях «Балконы». Наконец, специальное упоминание досталось нашей бывшей соотечественнице Евгении Гостер, которая в немецком институте Kassel сделала зарисовку из жизни вокзального носильщика. «Улица Франкфуртер, 99а» нарисована на стекле маслом и пластилином, крупными, размашистыми мазками.
Теперь, когда призы розданы, остается ждать следующего фестиваля, и он обещает быть особенно любопытным, ведь страной-гостем Аннеси-2017 станет Китай – одна из самых развивающихся нынче анимационных держав, каждый год удивляющая какими-то новыми свершениями.