Новая гонка в календаре – всегда штука непредсказуемая и часто дарит если не сенсации, то уж неожиданности точно. Так, собственно, вышло и с восьмым этапом 67-го чемпионата мира в классе машин «Формула-1» – Гран-при Европы, который впервые в истории прошел на городской трассе столицы Азербайджана Баку.
Интересная трасса у бакинцев вышла. Окружение невероятно красивое – если суметь разглядеть что-то поверх высоченных заградительных отбойников и сеток. Но смотреть, если честно, страшно – на взгляд трасса гораздо уже монакской, о которой Нельсон Пике однажды сказал: гоняться в Монако – все равно что летать на вертолете по собственной гостиной. Но, несмотря на узость, максимальные скорости тут – благодаря конфигурации (6-километровая с высоты птичьего полета трасса похожа на половник с длинной ручкой, состоящей из прямых) – почти как в Монце. Что делает бакинскую трассу еще страшнее. Однако, как красочно выразился главный босс «Больших призов» Берни Экклстоун, «это трасса, как я говорю, для тех, у кого есть яйца».
С этим определением невозможно не согласиться, особенно когда смотришь, как болиды буквально на расстоянии миллиметров облизывают бетон заграждений. Выдержка, нервы, скорость физических реакций и мастерство должны быть на уровне! Ну, и бесстрашие, конечно.
Не думаю, что у трехкратного чемпиона мира Льюиса Хэмилтона чего-то из перечисленного в дефиците. На бакинской квалификации его подвело, скорее всего, некоторое высокомерие. В отличие от своих коллег, Хэм прилетел в Баку позже всех и вместо того, чтобы как следует изучить трассу, пройдясь по ней пешочком, пробежавшись или проехав на велосипеде, как это обычно делается, он прогуливал в фан-зоне своего бульдога Роско и рассказывал журналистам, что даже на симуляторе ее не смотрел, ибо симулятор – это просто компьютерная игрушка, причем некачественная.
Судьба не могла оставить такого поведения без внимания – в итоге Хэм, показавший лучшее время во всех трех свободных тренировках, за две минуты до завершения третьего сегмента тупо разбил машину. И остался десятым.
Всю вину за произошедшее британец взял на себя, признавшись, что сам не понимает, что творилось с ним в квалификации – момент в третьем сегменте, стоивший ему приличного места на стартовом поле, был не единственным. Просто в первом и втором сегментах Хэмилтону повезло.
Однако фиаско британца никак не отразилось на позициях «Мерседеса» – поул достался Нико Росбергу, почти на секунду опередившему ближайшего преследователя. Неплохо провел квалификацию и россиянин Даниил Квят, показавший в итоге шестое время и впервые опередивший своего напарника Карлоса Сайнса-младшего.
Гонка, несмотря на узость трассы, вышла занимательная с громадным количеством обгонов, причем – и это самое замечательное – не только в арьергарде или на подступах к очковой зоне, но и в самой первой десятке. Это были не только дуэли с участием двух пилотов, но и массовые схватки трех, четырех, даже пятерки гонщиков!
Неприкасаемым был только один человек – Росберг. Немец провел просто безупречную гонку, я бы сказала, в стиле Михаэля Шумахера – отличный старт, беспроблемная езда наедине с самим собой (и иногда круговыми), лидирование со старта до финиша (даже пит-стоп не помешал), что вкупе с быстрейшим кругом и поулом позволили сделать так называемый «Большой шлем». Эффектное возвращение на высшую ступень подиума после двух поражений подряд, ничего не скажешь!
А вот Хэмилтону бакинская трасса словно бы продолжала мстить за пренебрежение. Ждали, что британец в свойственном ему стиле быстро отыграет гандикап, но подвига не получилось. Более того – в последней трети гонки, когда у Хэма вроде бы появились шансы попробовать побороться за место на подиуме, с его машиной начались проблемы. Разрешить их самостоятельно трехкратный чемпион мира не сумел, а инженеры из-за запрета на радиоподсказки помочь ему не могли. В итоге его отставание от мексиканца Чеко Переса на «Форс Индии» из 0,2 превратилось сначала в десять секунд, затем и во все 20. А ведь Перес в итоге закончил гонку третьим! Остается только догадываться о том, какое это мучение для гонщика – ехать на машине, не способной атаковать...
Квят же, заявивший накануне (и не без оснований), что квалификация прошла без проблем – и это было то, что надо, и при условии абсолютно идеального круга он, возможно, мог бы подняться еще на пару мест, уже на старте проиграл две позиции, а потом начал просто тонуть в пелотоне. Было видно невооруженным глазом, что «Торо Россо» не хватает скорости на прямых. Процесс завершился сходом на восьмом круге – как выяснилось, оказалась повреждена подвеска.
Росберг после своей комфортной – пятой в сезоне – победы снова оторвался от Хэмилтона в общем зачете. После двух подряд побед британца в Монако и Монреале просвет между ними сократился до 9 очков, а после Баку снова вырос – до 24.