Изначально, когда реклама фестиваля Maxidrom еще не была запущена, журналисты получили письма о том, что группа Rammstein станет хедлайнером фестиваля, который состоится в Москве летом, и лишь потом все карты были раскрыты: это возращение «Максидрома», который проводился в Москве с 1995 по 2013 год. Видимо, сработало известное правило про «как лодку назовешь»: Maxidrom-2016 действительно больше был похож на концерт знаменитых немцев с многочасовым «разогревом».
Не сказать, что лайн-ап мероприятия был слабым. Maxidrom никогда не гнался за модой и актуальностью, в отличие от «Пикника Афиши» или фестиваля ParkLive, всегда отдавая предпочтение тем артистам, которых обожает аудитория радио «Максимум». В разные годы на сцене фестиваля выступали группы The Prodigy и KOЯN, Linkin Park и The Cure, Placebo и т.д. В этом же году был один во всех смыслах тяжеловесный хедлайнер, который и перевесил остальных, а среди остальных были сольный проект музыканта Криса Корнера IAMX (с которым Крис уже выступал на «Максидроме» в 2006 году), Вадим Самойлов из группы «Агата Кристи» (участники самого первого «Максидрома») и бирмингемская группа Editors. Ранее была также заявлена рэпкор-команда Crazy Town, но, по слухам, участникам группы не успели сделать визы, и потому отдувался за них Лирой Торнхилл из «золотого состава» The Prodigy с диджей-сетом хитов группы.
Кроме того, рядом со стадионом, где проходили главные выступления, соорудили еще две сцены, проход к которым был бесплатным для всех желающих. Такое решение порадовало не только тем, что это в некотором смысле «антикризисная» мера, но и тем, что все эти тенты, пуфы на траве, музыканты на открытом воздухе куда больше ассоциируются с современным летним музыкальным фестивалем, которым «Максидром» попытался стать, чем пекло внутри стадиона. Кстати, состав выступавших на бесплатных сценах выглядел очень достойно: это вовсе не те исполнители, которым сложно собрать кассу и потому они поют за внимание. До поздней ночи публику развлекали группы Animal Jazz, без которых не обходится, пожалуй, ни один рок-фестиваль в России, обязательный участник всех летних концертов (и не только российских) Антон Беляев со своей группой Therr Maitz, хулиганы Anacondaz, электронный проект актрисы Мириам Сехон Race To Space и немецкий электронщик Timo Maas, широкой аудитории известный благодаря дуэту с Брайаном Молко из Placebo.
Все-таки фестиваль на природе и фестиваль на стадионе – вещи разные, в чем убедились попавшие в ад фанзоны посетители. Разумеется, нельзя в нынешней ситуации пенять на излишние меры безопасности – излишними они быть не могут, но перегиб не то организаторов фестиваля, не то администрации стадиона заключался в том, что при входе на стадион у людей отбирали воду, купленную уже на территории фестиваля. Как результат – непрекращающийся вынос обморочных тел из фанзоны.
Надо понимать, что вода – это вопрос не комфорта, а жизненная необходимость на любых рок-концертах, а посетители, каким бы шикарным ни был хедлайнер, всегда в первую очередь припомнят про количество туалетов и цену на воду. Тем более, что до России уже добралась волна дружелюбных к кошелькам посетителей фестивалей, на которых все необходимое, типа дождевиков и питьевой воды, раздается бесплатно, а деньги как правило спускаются на необычную еду и вещицы со специальных ярмарок, которые организаторы готовят не менее тщательно, ну и на сувениры любимых исполнителей.
Первых то ли не оценивших свои силы, то ли действительно пострадавших от обезвоживания фанатов вынесли еще с диджей-сета Лироя Торнхилла, который открыл фестиваль. Вторыми выступали IAMX с простудившимся Крисом Корнеллом и эффектным шоу. Послушать старые-добрые песни «Агаты Кристи», пока Глеб Самойлов в судебном порядке не запретил своему брату Вадиму их петь, собралась уже половина стадиона, а выступление началось с «Эпилога». «Сказочная тайга», «Моряк», «Как на войне», «Никогда» – все эти песни наизусть знают едва ли не все меломаны России. Атмосферный лирический сет Editors во главе с Томом Смитом, чью манеру исполнения сравнивают с манерой Йена Кертиса из Joy Division и Роберта Смита из The Cure, особенно красиво смотрелся на закате, который было видно сквозь «крышу» стадиона – музыканты выступали на абсолютно черной, голой сцене. Да им больше ничего и не надо. Кажется, во времена более благополучные Editors легко собрали бы публику пообширней.
35 тонн оборудования, 200 листов райдера, 4 года ожидания. Все эти цифры – о группе Rammstein, которая сегодня стала по-настоящему народной, несмотря на стиль и специфику текстов. На трибунах люди сидели семьями. Фанзона стадиона была утрамбована практически целиком. Тепловые волны от огня, который стрелял не только со сцены, но и посреди стадиона, долетали до самых дальних трибун (каждое выступление Rammstein проходит под лозунгом «нет пиротехники – нет шоу», и потому особо ярые фанаты все же умудрились пронести на стадион файеры, которые были зажжены конечно же на песне Feuer Frei!)
Разумеется, фестивальные сеты отличаются от концертных, и посетители «Максидрома» услышали в основном проверенные хиты. Du Hast сразу после Ich Will – это было слишком жестко даже для прожженных рокеров. На балладе об одиноком моряке Seemann стадион зажегся фонариками мобильных телефонов. На Links 2-3-4 толпа разделилась на множество слэмов и серкл-питов (традционное поведение зрителей на рок-концертах), не сделали разве что «волну».
На бис – песни Amerika, Moskau и Engel, во время которой Тилль Линдеманн поднялся над сценой на искрящихся крыльях – на своих концертах он проделывает этот трюк на горящих крыльях, но здесь размеры сцены не позволили. Словом, за такого долгожданного хедлайнера зрители готовы многое вынести.