Posted 16 июня 2016, 12:04

Published 16 июня 2016, 12:04

Modified 8 марта, 02:10

Updated 8 марта, 02:10

Композитор Григорий Гладков

16 июня 2016, 12:04
В 2016 году исполняется 35 лет «Пластилиновой вороне», популярному мультфильму, который был сделан по песням Григория Гладкова. А значит, можно сказать, он является и соавтором сценария. В интервью «НИ» Григорий ГЛАДКОВ рассказал о проблемах российского детского кино, об успехах нашей анимации во всем мире и о том, как

– Григорий, вы недавно были на круглом столе, посвященном проблемам детского кино. Какие у вас впечатления?

– Вы знаете, там состоялся действительно очень важный разговор о проблемах детского кино. Все мы ждем его возрождения. Российское кино, можно сказать, возродилось. В муках и конвульсиях, но возродилось, хотя и неким уродливым образом. Это сериалы, в которых бесконечные убийства, обманы, погони, драки, в общем, то, что детям показывать не рекомендуется. Но показывается, причем в прайм-тайм, воспитывая детей чудовищным образом, точнее, происходит антивоспитание. И все мы, конечно, с надеждой ждем, когда же появятся детские фильмы – добрые, наивные, человечные. То, чем всегда отличалось советское кино для детей.

Нельзя сказать, что детского кино нет совсем, – оно есть, безусловно. Когда бываешь на фестивалях, видишь новые картины. Есть у нас даже фестивали детского кино, и не один, а много, в разных регионах страны. Я недавно был председателем жюри, например, на фестивале литературы и кино. Это очень старый фестиваль, проходит в Гатчине. И уже два года, как у него появилось детское отделение. Есть замечательный фестиваль визуальных искусств в «Орленке». Есть фестиваль детства и кино в Самаре, которому тоже очень много лет, и еще много других фестивалей.

– Но ведь проблема в том, что возможность посмотреть детские фильмы у детей есть только на фестивалях или по телевидению. Как раньше, в кинотеатрах, детское кино не показывают.

– Это связано с проблемой проката. Хотя надо сказать, что фильм «Честное пионерское» и «Честное пионерское-2» имел успех, у них прокат был налажен. Но проблема детского кино не только в прокате. Прошедший круглый стол обозначил несколько проблем. Первая проблема – что сам принцип отношения к детскому, а значит, и к детям в нашей стране – чудовищный. По остаточному принципу!

В советское время, каким бы оно ни было, был девиз: «Все лучшее – детям». И поэтому я однажды вдруг понял, что коммунизм в нашей стране отчасти был построен. Это то, что сделали те люди для детей. Это пионерские лагеря, бесплатные кружки, секции. Это безопасность для детей. Это бесплатные поликлиники, больницы, все это было сделано с большой любовью, было профинансировано на самом высоком уровне. Однажды я подумал: возможно, у этих людей, кто руководил тогда финансами, не было детства, и они хотели сделать для своих детей, внуков самое лучшее. Факт остается фактом – многое не получилось в то время, безусловно, и возвращаться туда не стоит. Но то, что эти люди сделали в то время для детей, в том числе и для развития детского кино, это невозможно переоценить. Какие силы какие были брошены, какие были детские студии, режиссеры какие! Тогда все это было очень престижно и очень важно. И это, безусловно, достойно самого глубокого уважения. Для детей было все. А сейчас, «если останется, – дадим». Вот подход чудовищный!

Во-вторых, круглый стол обозначил тему коррупционного подхода к распределению тех небольших средств на детское кино. Но здесь я не специалист и не возьму на себя ответственности это утверждать. Я с этим совершенно не связан, никаких заявок не подаю. Поэтому это только со слов участников круглого стола. Мне показались странными заклинания, что сейчас нет сценаристов. Я, например, работаю с писателем Эдуардом Успенским. Также у нас есть замечательные детские писатели, поэты: Григорий Остер, Марина Москвина, Андрей Усачев…

Но, несмотря на все проблемы, есть современные детские фильмы, которые я со своими детьми смотрю с удовольствием. Мне очень понравился фильм нашего классика, Аллы Суриковой, «Черные дельфины». Она сказала, что он длинный, четыре серии. Я с удовольствием посмотрел. Очень понравился фильм, продюсером которого является Дмитрий Харатьян, – «Форт Росс». Мы его пересмотрели несколько раз, замечательный приключенческий фильм.

– А у вас самого не появилось идеи снять детский фильм?

– Несмотря на то, что я не обиваю пороги, тем не менее идея снять кино есть. Мы с писателем Эдуардом Успенским, а также примкнувшим к нам Николаем Николаевичем Дроздовым имеем идею фильма. Мы все втроем поселились в Анапе, купили недорогое жилье там. В Анапе три дельфинария. Естественно, мы подружились, познакомились, и возникла идея детского фильма о дельфинах. Анапа – это основной дельфиний город у нас, и один из дельфинариев находится в открытом море. Мы пригласили краснодарское телевидение, и они сняли сюжет о том, как мы общаемся с дельфинами, кормим их. Мои дети там в кадре плавают на дельфинах. Я сам много раз на дельфинах плавал, общался с ними. И мы с Эдуардом Успенским рассказали о том, что хотели бы снять фильм о дельфинах. Тем более, у него книжка есть, «Подводные береты» называется. А может быть, даже сериал о дельфинах. И мы разместили этот видеоролик в Интернете. Эдуард Николаевич говорит: «Не надо ходить к чиновникам. Будем действовать методом рыбака». Забросили удочку, если кто-то клюнет – продюсер или режиссер, загорится этой темой, то тогда он и будет двигать этот фильм. Эдуард Николаевич прав, он мудрец, и все, что он делает, попадает в «десятку». Вспомните его работы: «Чебурашка», «Каникулы в Простоквашино», «Следствие ведут колобки», «Фиксики», сейчас популярный, – это тоже Успенский. Он говорит: «А если идти по предложенной дороге и выиграть тендер, то потом начнется поиск режиссера, которому это безразлично, он перед этим снимал коммунальную квартиру, а сейчас будет про дельфинов. А надо идти от творчества, идти по правильному пути, а не играть в игры, которые навязывают бюрократы. Если найдутся единомышленники, мы тогда на фильм пробьем». Но пока никто не нашелся…

– Что, на ваш взгляд, самое важное для удачного детского фильма?

– Я считаю, в нем обязательно должны быть песни. И вообще, песня в кино обязательно должна быть. Я сказал своему другу Дмитрию Харатьяну, что зря он не сделал хотя бы на титрах в фильме «Форт Росс» песню. Дело в том, что песня очень сильно напоминает о фильме, «двигает» его. Мы уже многих фильмов советских не помним, а песни из них живут до сих пор. Поэтому если делать детский фильм, обязательно должны быть песни, которые будут жить своей жизнью. Например, был такой фильм «Свистать всех наверх». В этом фильме самая моя любимая песня «Цепи якорей гремят в порту. Верят корабли в свою мечту». Или «Центровой из поднебесья» – был такой фильм про баскетболиста, где впервые прозвучала песня Аллы Пугачевой «Держи меня, соломинка, держи» и другие. Поэтому мне кажется, если песен нет, это очень обедняет фильм.

Мы помним фильм «Чародеи» с чудесными детскими песнями, «Приключения Электроника». Люди еще раз фильм посмотрят, только благодаря песням. Почему от этого уходят, странно. В детском кино, у детского жанра есть свои законы.

– Ясно, что в детском кино ситуация сейчас сложная. А в мультипликации сейчас как?

– А в мультипликации сейчас у нас расцвет, мне кажется. Отечественная анимация, можно сказать, не только по количеству догнала советский период, но и качественно очень сильно развилась. Кроме мультфильмов коротких, как делали в наше время, как наша «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег», сейчас появились полнометражные анимационные фильмы. Но самое интересное, что наша анимация шагнула и за рубеж. Это стал экспортный продукт! Наш сериал «Маша и медведь» закуплен во многих странах.

В этом жанре я как раз больше востребован. Недавно у нас был круглый стол во время выставки «Мир детства», и я посмотрел: был отчет студии. Появились новые студии, и не только в Москве. Молодежь потрясающая, компьютерная! И очень образованная. С ними очень интересно общаться. Они из разных регионов страны. Например, у нас фильм, тоже экспортный вариант, закуплен уже в нескольких странах, называется «Снежная королева-2», производство в Воронеже полностью делается. Там такие талантливые компьютерные графики, художники. Но фильм, конечно, мощнейше технически сделан, на таком высоком уровне!

– А как вы относитесь к проекту Лизы Скворцовой «Колыбельные мира»?

– Это потрясающая работа! Колыбельные – это такая благодатная и важная тема.

– И с таким юмором снято…

– Да, кстати! Что еще отличает мультипликацию – это тонкий юмор, это эрудиция, образованность, это подтекст, легкая ирония. И все это сделано со вкусом у наших новых мультипликаторов. Все-таки передался этот флер образованности, которую даже советская власть не смогла убить. Этот тонкий слой интеллигенции сохранился и передал свое удивительное настроение следующему поколению.

Например, мультипликатор Алексей Алексеев, про которого ходит легенда, что он – потомок великого Станиславского, ведь его настоящая фамилия была Алексеев. Так у него потрясающие мультфильмы. Ну, и конечно, у нас ведь есть обладатель «Оскара», его зовут Александр Петров, он живет в деревне под Ярославлем. Но мало кто знает, что он четыре раза сидел в зале во время вручения «Оскара» в Голливуде, то есть он, кроме этого мультфильма «Старик и море» по Хемингуэю, три раза номинировался. Он очень скромный и живет в деревне, чтобы не отвлекаться, потому что работа у него очень кропотливая. У него особая техника – он пальцами по стеклу рисует.

Но, говоря о мультипликации, я бы хотел сказать о том, что большое развитие получила детская анимация, то есть мульфильмы, сделанные детьми. Появилось огромное количество мультстудий в стране и в мире. И как следствие, большое количество фестивалей. Есть потрясающие детские фильмы. У меня очень много смешных детских песен с сюжетами, и они сейчас многие стали мультфильмами. «Пластилиновая ворона», которая была сделана из моих песен, – она продолжилась. Многие мои песни стали мультиками, которые были сделаны на этих детских мультстудиях. Я каждый раз с огромным удовольствием открываю в Интернете новый мультик, сделанный по моей песенке. С сюжетиками, смешно аранжированные. Так что у меня сейчас такое светлое будущее наступило. Бывает, что по одной песне делают несколько мультфильмов.

– Которые делают дети?

– Да, дети! Я даже не знаю, где они сделаны. Это народные мультфильмы. Кстати, «Пластилиновая ворона» и началась с народного мультфильма. С режиссерами Александром Татарским и Юрием Ковалевым из Киева мы познакомились в Коктебеле. Я тогда жил в Ленинграде. Я тогда пел свои смешные детские песни, песни-сказки, которые они услышали. Песни эти у меня сочинялись, потому что мама работала в детских яслях, я рос в этой детской атмосфере. Всегда были какие-то детские сценарии, стихи, музыка. В этом же стиле, естественно, сочинялись. Это все им страшно понравилось, и они просили меня сделать, как сейчас говорят, фонограмму. Я сделал, это было в квартире на улице Восстания у моего друга Сашки Ананьева, который купил в то время магнитофон «Маяк-203». Он записал на картонный микрофон, я еще позвал виолончелистку с флейтисткой, и была 12-струнная гитара. Мы втроем записали фонограмму. Они эту фонограмму забрали в Киев и на самодельном мультстанке, сделанном из рентгеновского аппарата, привинченного к кровати, сняли мультфильм «Если видишь на картине» – из рисунков ребят из Киевского дворца пионеров. И сейчас я к этому формату снова вернулся. Снова дети делают мультфильмы. Это народное творчество.

– А песни как таковые, не в мультфильмах востребованы?

– Что касается детской песни, то заклинание о том, что ее нет, – беспочвенно. Пока существует русский народ, пока существуют дети, детская песня будет жива. Это естественная потребность людей – сочинять. Другое дело, что не все их слышат. Но я, поскольку очень тесно связан с радио, имею свою интернет-радиостанцию детскую, которая называется «Григорий Гладков.101».

– Как, на ваш взгляд, прошел недавний фестиваль «Кино друзей» в Греции, где вы принимали участие?

– Я здесь имел особый успех, не побоюсь этого слова, ведь мультфильм «Пластилиновая ворона» – сказка-басня гениального древнегреческого баснописца Эзопа, сделанная современным языком. Здесь это имело оглушительный успех, и даже в одном из блогов организатор этой поездки Ксенофонт Ламбракис написал: «Григорий Гладков скоро станет почетным жителем Афин». Это правда. Вот насколько был большой успех.

А если серьезно, то огромное спасибо Госфильмофонду, который привез фильмы, и греки узнали, что самое большое хранилище фильмов – в России, и что Госфильмофонд вошел в Книгу рекордов Гиннесса за эту удивительную коллекцию. С огромным успехом прошли наши кинопоказы. Российская делегация – очень представительная, ее возглавляла замдиректора Госфильмофонда Алла Хаецкая, в Грецию приехали известные режиссеры Александр Сокуров и Владимир Хотиненко, замечательные российские актеры, продюсеры и журналисты.

Подпишитесь