Напомним, что Тамерлана Цацаева и Аслана Каутарова обвиняют в разбойном нападении на сотрудника полиции Пешкова А.В. О том, как развивались события той ночью и во время задержания молодых людей, подробно рассказывает член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Бабушкин в обстоятельном письме своему прямому начальнику Михаилу Федотову. Чтобы избежать неправильных толкований или обвинений в предвзятости, приведем выдержки из самого письма, которое во много объясняет, каким образом расследовалось дело и как выбивались показания от задержанных.
По словам правозащитника, Тамерлан Цацаев был задержан 12 ноября 2014 года в Москве неизвестными при входе в Финансовый университет. Без предъявления ими каких-либо официальных документов, похитители увезли молодого человека неизвестном направлении. Как утверждает Бабушкин, похитителями оказались сотрудники 6-го отдела УВД ЗАО, которые начали бить задержанного сразу же, как только посадили его в машину. Затем экзекуция продолжилась до самого вечера в УВД ЗАО по улице Лобачевского.
Как пишет правозащитник, стражи порядка надевали на Цацаева мусорный пакет на голову и душили, прикладывали к виску пистолет, нажимая на курок, наносили удары электрошокером, от которого задержанный несколько раз терял сознание. Грозились выбросить парня в мусоровоз, который вывезет его на свалку, и никто ничего не узнает. Ведь свидетелей нет.
Позже стали водить его из кабинета в кабинет, в котором чуть ли не каждый полицейский предлагал его убить и выбросить («Чё с ним нянчиться!»). В результате пыток Цацаев получил сильнейший приступ логоневроза (заикание), от которого до сих пор не может избавиться.
В письме Бабушкина отмечалось, что молодой человек зарегистрирован и проживает в г. Москве вместе с родителями, окончил столичную школу №182 с золотой медалью, учится в Московском финансовом университете, сдает экзамены на «хорошо» и «отлично», судя по записям в зачетной книжке. Ранее к уголовной ответственности не привлекался и на учете в полиции не состоял.
Учитывая эти обстоятельства и в связи с тем, что отец Цацаева был тяжело болен, глава президентского Совета Михаил Федотов направил в прошлом году обращение к начальнику ГУ МВД по г. Москве Якунину с просьбой оказать содействие в изменении задержанному меры пресечения. Обращение попало к начальнику ГСУ СК по г. Москве Агафьевой Н.И., которая в просьбе отказала, сославшись на окончание производства по делу.
Арест Тамерлана вызвал сильный стресс у его отца Саида Абдуллаевича Цацаева. Он скоропостижно скончался, так и не дождавшись освобождения сына...
А теперь кратко о самом преступлении, произошедшем в ночь на 28 сентября 2014 года. Как выяснилось в ходе судебного процесса, старший лейтенант полиции Пешков Алексей Викторович проводил время с некой неустановленной девушкой, с которой познакомился в баре. Оттуда они поехали в какой-то другой ресторан, затем поздней ночью отправились на Воробьевы горы. Здесь, как следует из показаний Пешкова, на него напали двое неизвестных. Избили его, забрали служебное удостоверение и деньги. Девушка ушла, как писали в СМИ, чуть ли не за руку с двумя нападавшими. Спустя полтора месяца следствие вышло на Цацаева и Каутарова, которые на свою беду оказались той ночью неподалеку от того злополучного места.
Между тем, как отмечали многие адвокаты, в показаниях Пешкова с самого начало были некие нестыковки по времени. Цацаев в момент совершения нападения даже теоретически не мог оказаться на Воробьевых горах, так как в тот момент находился в опорном пункте МГУ для проверки документов в связи с незаконным пересечением шлагбаума. То есть, для беспристрастного следователя алиби вполне убедительное.
В этом запутанном деле фигурируют два других таинственных персонажа, имена которых следствию известны. Они, возможно, имеют непосредственное отношение к преступлению. Если их найти, вызвать в суд и допросить, то отпали бы все сомнения и споры. Однако суд отказал в просьбе защиты, несмотря на неоднократные обращения.
Вся загвоздка в том, что придется в этом случае признать ошибки следствия, многочисленные нарушения в период задержания Цацаева со стороны оперативников, давление и пытки. Легче довести дело до суда, чем отыгрывать все назад.
Есть и другие моменты, как наличие у Пешкова миопатического астигматизма. То есть, без очков он практически не видит и вначале даже не мог точно описать внешность нападавших. Но этот факт не получил должного внимания и даже не отражен в обвинительном заключении.
Дело Цацаева и Каутарова можно считать необычным не только своему громкому резонансу в СМИ, но и по числу адвокатов, представлявших интересы осужденных. Вчера на рассмотрении апелляционной жалобы в Мосгорсуде присутствовали... аж 13 защитников. Вряд ли какой-нибудь другой процесс собирал такое число стряпчих.
Каждый из адвокатов поочередно и скрупулезно разбирал все обстоятельства дела, обращая внимание на нарушения следствия, нестыковки и неопровержимые факты применения пыток к задержаному Цацаеву. Заседание в четверг продолжалось до 18 часов, но за это время не все успели выступить. В результате решили продолжить слушания завтра, в пятницу.
Теперь Фемиде предстоит принять довольно трудное решение: снова поддержать обвинение, что вызовет шквал критики в СМИ и со стороны правозащитников, или же разобраться в запутанном деле, принимая в расчет многие моменты, которые ставят под сомнение вину осужденных.