Основной конкурс фестиваля закончился поздно вечером в воскресенье. Сразу же после него состоялось бурное заседание Гильдии киноведов и кинокритиков, на котором фактически были подведены кинематографические итоги первой половины 2016 года, выраженные в программе главного отечественного кинофорума.
Участники дискуссии констатировали, что Год российского кино в действительности оказался годом кризиса российского кино. И, как было ясно по умолчанию, кризис этот во многом вызван политикой Министерства культуры и министра Владимира Мединского, при котором возродилось идеологическое давление на кинематограф.
И в самом деле, что представляла собой конкурсная программа «Кинотавра-2016», собранная из лучших картин полугодия? Два средних криминальных или околокриминальных фильма («Коллектор» и «Разбуди меня»), более пригодных для телетрансляции, нежели для кинопроката; две умеренно сентиментальные теледрамы («Иван» и «Врач»); одна смешная и две несмешные комедии (соответственно, «Хороший мальчик», «Человек из будущего» и «Огни большой деревни»); российский вариант «Бердмена» и аналогичных картин о возвращении подзабытой знаменитости («После тебя»), две качественные документальные картины - «Год литературы» и «Чужая работа», амбициозный, но неловко вставленный в реальную среду театральный спектакль («Ученик») и три довольно скромных авторских фильма – «Я умею вязать», «Рыба-мечта» и «Зоология», из которых лишь два последних могли рассчитывать на успех у критиков и внимание фестивалей.
Если сравнивать с прошлыми программами – явный спад, который, собственно, и дал критикам основание говорить о кризисе. Более того, впервые за более чем двадцать лет возникло предложение не присуждать в этом году ни приз, ни диплом Гильдии, но большинство собравшихся не поддержали эту идею, указав на то, что при общей слабости конкурса в нем есть работы, которые удовлетворяют призовым критериям и которые было бы несправедливо оставить без наград.
В результате голосования диплом достался «Чужой работе» с формулировкой: «за создание документального киноромана «Отверженные» (в картине идет речь о таджикских рабочих в России, причем режиссеру Денису Шабаеву удалось запечатлеть несколько необходимых для настоящего романа судьбоносных событий в жизни своих героев). А традиционный приз Гильдии «Слон» был вручен Ивану Твердовскому-младшему за фильм «Зоология» о немолодой работнице зоопарка, у которой внезапно вырос хвост, изменивший отношение к ней со стороны окружающих и повлекший существенные перемены в ее жизни.
Решения критиков были отчасти поддержаны основным жюри конкурса, которое независимо от них отдало Шабаеву приз за лучший дебют, а исполнительнице главной роли в «Зоологии» Наталье Павленковой – заслуженный приз за лучшую женскую роль. Лучшей же мужской ролью жюри признало бенефисную роль Константина Хабенского в искусственном «Коллекторе», предпочтя ее ролям Гоши Куценко («Врач») и Сергея Безрукова («После тебя»), Владимира Мишукова в «Рыбе-мечте» и Кирилла Полухина в «Иване».
Но самый неожиданный вердикт был вынесен в номинации «лучший сценарий», каковым, к изумлению участников фестиваля, был объявлен сценарий Константина Челидзе к «дурацкой комедии» (это определение жанра, а не бранное название) Ильи Учителя «Огни большой деревни».
Последовавший приз за лучшую режиссуру Кириллу Серебренникову («Ученик») не удивил никого: режиссура была не на уровне мастера, который снял «Изображая жертву» и «Рагина», но не отметить единственный актуальный, при всех его огрехах, фильм конкурса, было бы совсем неприлично.
Как закономерное было принято и решение основного жюри присудить главный приз фестиваля неплохому, но и незначительному «Хорошему мальчику» Оксана Карас с Семеном Трескуновым в главной роли – фильму, который ни по каким данным нельзя поставить в ряд с прошлыми лауреатами «Кинотавра» вроде «Кавказского пленника», «Особенностей национальной охоты», «Брата» и других выдающихся картин. «Какой год, такой и приз», – констатировал чей-то голос из зала. Что ж, лучше и не скажешь.